Материалы автора: Эмиль Сокольский
Ямы
– А что это за домики? Вон те, маленькие? Я в них не видел никаких признаков жизни, – показал я в сторону елового леса, на подступах к которому и были разбросанные эти карликовые строения
Осторожный пилот
Раньше от города Тотьмы до Великого Устюга на рейсовом автобусе было не добраться, и действовал аэропорт. Самолёты отправлялись каждое утро в девять. До Устюга предстояло сделать ещё две посадки: в посёлках Т?рногский Городок и Нюксеница.
Автоматическая поэзия
Начал Рубинштейн своё выступление приблизительно так: – Пока читали стихи мои поэты-коллеги, я невольно слышал за окном сплошные «бум-бум», «бум-бум» (то есть звуки с центральной площади города: как-никак новогодние дни!).
Подозрительный
Вадим Кожинов вспоминал, как он хотел с Николаем Рубцовым встретить новый, 1965 год, у родителей, но сам к назначенному времени опоздал. Рубцов как назло пришёл раньше срока и отец Кожинова его не впустил.
Добрый Рубцов
Недавно написал пост о Николае Рубцове, и получилось как-то несправедливо: в январе день рождения у поэта, а я рассказал, как о нём нелестно отзывались. Приведу другое – слова его друга Глеба Горбовского:
Нежеланный визитёр
«Успехи наших писателей дали повод современной критике говорить о появлении “вологодской школы“». – Но почему среди перечисленных нет Николая Рубцова?
Забытые слова
Речь всё о Вологде 50 – 60-х: «Не забудем ещё про нехватку продуктов, про очереди в магазины, отнимавшие столько времени. Давно забыто слово “Дают!“ , которое изредка раздавалось по телефону: “Дают колбасу!“ или “Дают сахар!“ Было и ещё одно словечко:
На хозяйстве
Оказывается, есть и такое: Союз развития словесности! Действует в Вологодской области – в Череповце. Два года назад Союз выпустил коллективный поэтический альманах «Симлексия».
Парк по-английски
Парк в селении Спасское-Куркин? был разбит в начале ХIХ века по английскому образцу, с беседками, с каскадом прудов (пруды сохранились, есть и родник), в форме двуглавого орла. Сейчас он сильно поредел; но главное, в нём остались торжественные ели и строгие, печальные липы и берёзы.
Замечание было учтено
– Я рада видеть в этом зале столько участников, столько гостей! – и медленно прибавила, внимательнее взглянув на присутствующих: – Честно сказать, удивлена, что вижу здесь только трезвые лица…
Нареченный в честь Варлаама
Самый мой любимый уголок в Вологде – почти замкнутая домами поляна, где стоят две церкви – Ильи Пророка в Каменье и Варлаама Хутынского, последняя – уникальная, скорее всего проект петербургского, мастера.
Розыгрыш
? А почему вы спросили у неё паспорт? ? спросил я у кассирши, когда девушка с настойкой «Карелия» отошла. ? Видно ведь, что она вполне совершеннолетняя.
? Наивный, ? хмыкнула кассирша, внимательно взглянув на меня, и вполголоса продолжила:
На волю
Прочитал о том, что после освобождения из заключения, как вспоминал актёр Алексей Баталов, Русланова и её муж, генерал Владимир Викторович Крюков, «отправились на птичий рынок. Там они скупали птиц, продаваемых в клетках, и тотчас выпускали их на волю, потратив все имеющиеся деньги».
Нелепый вопрос
О Василии Белове – таком, каков он бывал в жизни – я слышал от моего вологодского пожилого приятеля, который был вхож в дом к Белову; сам Белов меня в своё время заинтересовал книгой «Лад» об укладе исконной деревенской жизни. Но вот что узнал от поэтессы Татьяны Кузовлевой:
Не в табличках дело
Кирилл Ковальджи воспоминал: первокурсником Литинститута поселился в Переделкине, где на нескольких дачах было наше общежитие. В Москву ходили паровики, тащили заплеванные, обшарпанные вагоны. В которых висели таблички: «Не курить», «Не сорить». Однако все курили, сорили, плевали…
Здоровый и нездоровый
«Я не раз замечал, что особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и глупые хвалят редко и мало. Хороший критик найдёт, что похвалить в несовершенной книге; плохой вычёркивает из литературы одну книгу за другой. Здоровый и доброжелательный человек найдёт, за что похвалить самую скромную еду, даже если он привык к очень изысканной; больной или сноб найдёт недостатки в любом угощении".
Два мира
В первую ночь меня разбудил мерный требовательный стук в стену. Я слез с печи, открыл одну тяжёлую дверь, потом вторую (обе тягуче заскрипели). Никого – ни на крыльце, ни за палисадником. И калитка во двор по-прежнему закрыта на щеколду. Ну и дела...
Медицинское
"Когда поднимают тревогу о состоянии медицины, о сокращении финансирования, мне вспоминается давнее потрясение: я прочитала, что в одной закрытой и бедной стране (кажется, то была Албания) просто отменили медицину вообще. И поначалу смертность выросла, но очень скоро вернулась к своему обычному статистическому уровню. То есть, на здоровье нации медицина не влияет."
Очередь
– Как мне надоели эти беженцы! Вчера пошла в поликлинику – а там из-за них такая очередь!
За малиновым вареньем - в Вологду?
Ещё о Паустовском, меня удивившее немного. Вспоминает Константин Коничев.«Однажды Константин Георгиевич приехал в Ленинград. Из "Европейской" гостиницы позвонил мне:
Словарь русского языка
Соколов сидел в ресторане с вологодскими поэтами Виктором Коротаевым, Сергеем Чухиным и москвичами Николаем Старшиновым и Вадимом Кузнецовым. Вспоминает Старшинов.
Фотографии Смоктуновского
Всегда было интересно, куда этот чудак наклеил мои фотокарточки? А когда впервые увидел его на сцене, обалдел... Два разных человека, да каких разных...
Рана
Василий Белов рассказывал вологодскому изготовителю мини-книжек Владимиру Богачёву: как-то осенью в гости приехал Шукшин; в один из хмурых дней в кинотеатре «Спутник» шёл фильм «Странные люди».
Попытки выжить
Однажды после вечернего купания я поднялся с берега на террасу и вижу – стоит легковушка, а хозяин её, сухопарый грустноватый мужичонка лет пятидесяти с лишним, медленно ходит в отдалении, что-то выискивая в траве.
Строфа из черновика
В вологодском музее Николая Рубцова меня поразили варианты его известного стихотворения «В минуты музыки печальной» (меня такие вещи всегда поражают). Ведь другой бы счёл: и так сойдёт, – рифма, размер соблюдены, мысль выражена…
Собачьи засады
Пожилой охотник с удовлетворением признался мне, что перестрелял множество собак. «За что же вы их?» Он и рассказал.
Грустный тетрадный кораблик
У Носова есть такой персонаж – Капелька, и вот её спрашивают: «Ты чего плачешь?» – «А когда идёт дождь, я всё время плачу». Я опасался, что и моя статейка о поэте Марии Марковой получится слишком сентиментальной и вызовет «носовские» ассоциации.
Время собирать мысли
Это грустно. Человек в 60-е годы проучился в Литинтституте, потом ушёл на редакторскую работу. Напечатал в журнале несколько незначительных по художественным достоинствам рассказов.
Вопрос ребром
Было время, проводил на местном радио передачи об эстрадных артистах прошлого, любил это дело... Однажды, будучи в Москве, позвонил Гелене Великановой (знаменитой благодаря своим «Ландышам»), чтобы порасспросить о «ростовских» страницах жизни.
Путешествие в гостиницу
Фрагмент:
"Ещё больше он удивил меня во время поездки в Вологодскую область.
На самолёте нас доставили в Великий Устюг.
Невезучие
Если мимо обкома партии пройдёт Виктор Коротаев, пьяный и во всё горло поющий песни, его никогда не трогают. А если тихий выпивший Рубцов пройдёт, его всегда засекают и отправляют в милицию.
Леонид Леонов: три сюжета
А вот о чём рассказал мне мастер мини-книжного дела вологжанин Владимир Богачёв.
Очень хотелось ему получить автограф от «литературного генерала»!
Совершенный писатель
Василий Белов страшно возмущался: «Это клевета на русский народ! Я живу в деревне (Белов, выходец из деревни, живёт в Вологде) и никогда не слышал, чтобы кто-нибудь пел или сочинял подобную мерзость.