На поэтическом фестивале в Вологде 4 января выступал концептуалист Лев Рубинштейн. Он прочитал какие-то произведение, в которое я даже и не вслушивался, поскольку «поэзия» Рубинштейна до меня не доходит. Точнее, доходит малое – те его упражнения, в которых он показывает, что, в общем, любая фраза может быть фактом стихотворения, что ли…
Начал Рубинштейн своё выступление приблизительно так:
– Пока читали стихи мои поэты-коллеги, я невольно слышал за окном сплошные «бум-бум», «бум-бум» (то есть звуки с центральной площади города: как-никак новогодние дни!). И снова думал о том, что поэт должен преодолевать навязанный ему ритм – и создавать свой собственный, независимый от других ритмов.
Потом уже, после выступления, я сказал Льву Семёновичу, что ценю его «Появление героя», где он придерживается «навязанного» ритма, – точнее, фиксирует его, улавливает в услышанных им автоматических фразах разных людей. Рубинштейн улыбнулся. Наверное, он был доволен тем, что кто-то помнит его сочинения…
Вот, в сокращении, строки из «Появления героя»; мне, честно, сказать, нравится этот художественный опыт.
– Ну что я вам могу сказать?
– Он что-то знает, но молчит.
– Не знаю, может, ты и прав.
– Пойдемте. Я как раз туда.
– Ну что, решили что-нибудь?
– Послушай, что я написал.
– А можно прямо через двор.
– Он вам не очень надоел?
– Три раза в день перед едой.
- Ну, хватит дурака валять!
– Порядка ста - ста двадцати.
- Так вот что я тебе скажу.
– Вы проходите - я сейчас.
– А ну-ка покажи язык!
– Так что, мы едем или нет?
– Спасибо, мне не тяжело.
– Так тоже, знаете, нельзя.
– Благодарю вас, я сама.
– Я ж говорил тебе: не лезь!
– Ты хоть бы форточку открыл.
– Еще разок - и по домам.
– Упрямый, как не знаю что.
– Ну все. Пока. Я позвоню.
– Вот так приходит и сидит.
– Спасибо. Мне уже пора.
– И ты поверил, дурачок?
– Сама-то знает, от кого?
– Ты все сказала? Можно мне?
– Сейчас же выплюнь эту дрянь!
– Прием с двенадцати до трех.
– Я этого не говорил.