Два берега одной реки. Репортаж Александра Можаева

[Обзор прессы]

Из Вологды прислали красноречивую фотографию. Подписано: "Справа это приблизительно то, что еще недавно было слева, до начала работ "по укреплению берега Пречистенской набережной" в рамках федерального проекта, направленного на "ускоренное развитие туризма в городе".

Картинка вполне сойдет за иллюстрацию к знаменитому афоризму Малевича "Идите и останавливайте прогресс", поскольку вольные, нетронутые благоустройством речные берега были одной из главных черт вологодского своеобразия.

Не так много в России и Европе осталось туристических городов с непричёсанными, то есть исторически достоверными центральными набережными. Старый город – это своего рода машина времени: чем меньше в нём видимой современности, чем больше подлинной, а не выдуманной старины, тем более, он отвечает своему назначению. Если машина времени работает успешно, то к ней стягиваются туристические тропы, хорошеет городской бюджет, появляется желание старый город приодеть и благоустроить. Но блага прогресса должны мимикрировать, не бросаться в глаза, и тем более не вносить в ландшафт принципиальных изменений.

Пречистенская набережная, конечно, нуждалась в уходе и заботе. По результатам реконструкции, принятой в эксплуатацию 26 ноября, это выглядит так: сначала вырубили все до единого кусты и деревья, потом сравняли рельеф склона под одну линейку, стянув его монолитным каркасом и засыпав гравием, к лету верхнюю треть обещают прикрыть газоном. Облицованная нехитрой плиткой смотровая, сделанная с отклонением от проекта и похожая на трибуну Мавзолея. Вдоль тротуара установлен колесоотбойный брус – сплошная железяка на ножках, как на обочине шоссе. Это и есть развитие туризма, определённо ускоренное.

Вологодские коллеги уже ставили мне на вид ворчание в адрес мер туристического ускорения области. Три года назад я участвовал в пресс-туре, организованном Вологодской администрацией, и после публикации репортажа из города пришли комментарии типа "Жаль, Саша, что вам у нас не понравилось, что вы увидели только недостатки". Нет же, очень понравилось, и чистые скверы, и раздольные заведения, и звон колокольный. Но Вологда всегда славилась не только этим и не за этим ехали в город путешественники и организованные туристы. Скверов и заведений у нас своих в достатке. Главное, что делало Вологду легендой – тот самый резной палисад, то есть нехитрый, но уникальный исторический городской ландшафт, окружающий храмы и площади. Сады, огороды и огромный массив дореволюционной жилой застройки; в основном деревянные дома с характерной фасадной резьбой и обращенными к улице открытыми лоджиями. Вологда была самым ярким, самым известным русским деревянным городом по эту сторону Урала.

Ну, а дальше известный факт: только за последние 15 лет сгорела или была разрушена треть сохранявшихся деревянных домов-памятников. Из оставшихся полутора сотен, как говорят краеведы, штук 30, которые не стыдно гостям показывать, много совсем аварийных. На всякую всячину, включая памятник букве О, деньги есть, а на них нету. Что далеко ходить: на самом виду, на той же Пречистенской набережной стоял старинный дом (из-за особенностей декора называемый Дом со штурвалами), резной, замечательный. В итоге весь бомжами порос и на ладан дышит. Несмотря на скорбный вид, я дважды приезжал, чтобы именно его увидеть, потому что он — настоящий. Предположим, что всё непросто, денег в бюджете нет на реставрацию. Но ведь можно было от греха подальше просто снять с него резьбу (крыльцо – как иконостас церковный, из лучших в городе), просто заколотить окна и двери. На это и денег-то не надо, одно лишь намерение.

Такие дела быстро не делаются, отвечали строгие вологодские коллеги, но намерение у городской администрации, поверьте, есть, так что давайте вернёмся к этой теме через несколько лет.

Давайте: 14 июля 2014 года Дом со штурвалами сгорел. Недавно на сайте новостей Вологодской области появилось великолепно сделанное,подробнейшее расследование этой драмы – всё собрано, вплоть до аудиозаписи допроса бомжа, якобы дом ненарочно поджегшего. Коротко говоря, виновных нет, а дама, выкупившая памятник за полгода до пожара и никак не озаботившаяся его охраной, теперь продаёт освободившийся от неприятного обременения участок на 10 миллионов рублей дороже.

Ворчание по поводу неоднозначной реконструкции Пречистенской набережной не стоило бы разговора, если бы не ряд занятных цифр. Набережная это лишь часть туристско-рекреационного кластера Насон-город, реализуемого Вологдой за счет федерального бюджета (Насон-город – имя несохранившейся вологодской крепости, заложенной в день святого Иасона). Также проектом, предварительно оцененным в 20 миллиардов бюджетных рублей (не считая частных вложений), предусмотрено строительство транспортной развязки и моста, строительство амфитеатра и ресторана, создание филиала Устюжской резиденции Деда Мороза, реставрация нескольких храмов, создание выставки современного деревянного домостроения и строительство гостиничного комплекса "Дворянские усадьбы ХIХ-ХХ веков". Именно в кавычках – как бы дворянских как бы усадеб как бы веков, нормальный туристический интерактив, сейчас все так делают. О настоящих памятниках деревянной Вологды в проекте нет ни слова.

За месяц до пожара стоимость реставрации Дома со штурвалами оценивалась в 21 миллион рублей. Можно учесть, что с тех пор всё подорожало на 20 процентов, пусть будет 25 миллионов. Вспомним, что в городе остаётся около сотни подобных домов, требующих реставрации или хотя бы ремонта. Это значит, что на деньги, выделенные Минкультом на благоустройство и строительство туристических аттракционов, можно спасти их все. А на сдачу соорудить ещё много замечательной всячины, и даже не скромный памятник, а целый монумент основополагающей букве О. Туристы любят фотографироваться в её многозначительном, близком к нулю отверстии – согласно городскому поверью, именно это способствует личному счастью и общему процветанию.

Источник:
Вести.Ru