Администрация Вологды намерена привлечь к ответственности фирму «Магистраль», выступившую подрядчиком по благоустройству Пречистенской набережной.
В реконструкцию было вложено 58 миллионов рублей. Набережная, по планам городских властей, должна была стать главным украшением Вологды в рамках федерального туристического проекта «Насон-Город». Вместо этого ранней весной вологжане увидели, что отделочный керамогранит местами отвалился, а краска с парапета облезла…
«По поручению главы города после официального получения экспертных заключений Департамент градостроительства и инфраструктуры совместно с правовым управлением направит иск в суд», — сообщили в пресс-службе администрации Вологды.
«На сегодняшний день подрядной организации уже внесено предписание устранить недостатки, — рассказал нашей газете начальник Департамента градостроительства и инфраструктуры Антон Мусихин. — Работы на набережной начнутся в понедельник, 18 апреля».
Однако открытым остался вопрос: кто контролировал ход работ и допустил, чтобы рабочие клеили плитку и красили парапет в октябре и ноябре 2015 года, когда температурный режим уже не позволял это делать? «Премьер» нашел ответ. И этот ответ оказался неожиданным.
Технический контроль и контроль за качеством работ на Пречистенской набережной осуществляла по государственному контракту фирма ООО «Домстрой», учредителем которой является… Павел Волков, соучредитель ООО «Магистраль».
На контракте
Компания «Магистраль» была учреждена в 2010 году вологодским предпринимателем Павлом Волковым наравне с его матерью. Уже в 2011 году фирма становится фаворитом среди участников гонки за государственные заказы на строительство, ремонт и благоустройство улиц и дворов Вологды. За год было заключено 43 контракта на общую сумму 249 миллионов 250 тысяч рублей. В 41-м контракте заказчиком работ выступил Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды.
В 2012 году ООО «Магистраль» стало генеральным подрядчиком контрактов на сумму уже в 1 миллиард 326 тысяч рублей. И вновь основным заказчиком была Администрация города Вологды.
Как результат, на счету компании капитальный ремонт и строительство улиц Фрязиновской, Карла Маркса, Беляева, Поповича, Парковой (в поселке Молочное), в Лосте и других. Кроме того, именно «Магистраль» занималась строительством и благоустройством городского кладбища в Козицино и подъездными путями к путепроводу в створе Белозерского шоссе.
В 2014 году предприятие взяло у Администрации города только три контракта, два из которых — на ремонт асфальтовых покрытий тротуаров и улиц. Еще один — на новогоднее оформление областной столицы. А в прошлом, 2015 году, — пять. Четыре — на содержание и ремонт территорий общего пользования, включая ямочный ремонт дорог, и один — на благоустройство Пречистенской набережной от пешеходного моста до улицы Лермонтова.
Сам себе контролер
Как выяснила газета «Премьер», это далеко не все активы, которыми владеет генподрядчик реконструкции набережной. Согласно выписке из системы анализа рынков «Спарк-интерфакс», директор «Магистрали» Павел Волков на сегодняшний день является совладельцем или директором еще как минимум 8 вологодских компаний, среди которых значится и ООО «Домстрой», зарегистрированное, кстати, по тому же адресу, что и ООО «Магистраль» — на улице Челюскинцев, 32 в Вологде.
«Домстрой», согласно сайту государственных закупок, тоже имеет одного приоритетного заказчика в лице Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, а специализируется на оказании услуг по осуществлению технического надзора и контроля за качеством выполняемых работ по капитальному ремонту. Суммы контрактов в отличие от «Магистрали» небольшие и, как правило, не превышающие полутора миллионов рублей.
Если просмотреть государственные заказы на объекты строительства, которые контролировал «Домстрой», то можно обнаружить любопытную связь.
Например, 7 мая 2013 года «Магистраль» во главе с учредителем и директором Павлом Волковым заключает контракт на сумму в 16 миллионов 179 тысяч 580 рублей на капитальный ремонт улицы Кубинской, а 29 мая 2013 года «Домстрой», где Павел Волков выступает единственным учредителем, получает контракт на оказание услуг по осуществлению контроля за качеством работ на улице Кубинской на сумму 173 525 рублей.
В июне 2013 года «Магистраль» ремонтирует улицу Парковую за 25 миллионов 398 тысяч 867 рублей, а «Домстрой» контролирует ход этих работ за 275 тысяч 196 рублей. Затем «Магистраль» делает улицу Поповича за 37 миллионов 690 тысяч 270 рублей, а «Домстрой» контролирует за 400 тысяч 609 рублей.
И таких «зеркальных» контрактов, когда одна фирма Волкова контролирует ход работ другой фирмы Волкова, у которых еще не истек гарантийный срок, «Премьер» обнаружил восемь. В их числе не только капитальное строительство улиц, но и строительство пресловутой набережной, ликвидация колейности и ям на мостах областной столицы. За контроль за выполнением работ на набережной ООО «Домстрой» получило 1 миллион 239 тысяч 539 рублей, а за контроль по устранению колейности и выбоин на мостах — 152 261 рубль.
Буква закона
Строительный надзор за подрядчиком должен осуществляться согласно двум нормативным актам: Постановлению Правительства России от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» и статье 53 Градостроительного кодекса.
«В контракт на капитальный ремонт или строительство закладываются два вида контроля, — поясняет начальник Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Антон Мусихин. — Во-первых, это авторский контроль. То есть контроль со стороны проектной организации на выполнение работ согласно проекту. Стоимость такого контроля составляет не более 0,2% от суммы контракта. Во-вторых, технический надзор, который осуществляет другая организация, зарегистрированная в СРО (саморегулируемой организации) и имеющая лицензию на такие работы. Стоимость такого контракта не превышает 1,1% от суммы контракта».
По словам Антона Мусихина, в Вологде работает несколько компаний, имеющих право на такого рода услугу. Все они могут участвовать в аукционах на право осуществлять строительный контроль.
Учитывая, что сумма контракта на строительство новой набережной составляет 57 миллионов 922 тысячи 422 рубля, строительный надзор мог стоить свыше 5 миллионов рублей. Однако контракт «Домстрой» взял всего за 1 миллион 239 тысяч 539 рублей.
Сезонная деформация
Сам Павел Волков пояснил «Премьеру», что действительно является учредителем ООО «Домстрой», контролировавшего ход работ.
«Но директор там не я, — признался нашей газете крупный подрядчик. — Я не супертехнический специалист и осуществляю общее руководство отдельным предприятием. Я не спорю, что краска отлетела. Работы выполнялись в октябре-ноябре, а в этот промежуток времени качественные работы по покраске, мягко говоря, выполнить очень сложно. Поэтому ситуация была ожидаемая. Мы все исправим».
Относительно качества дорожного покрытия на путепроводах, которое опять-таки выполняло ООО «Магистраль», а контролировало ООО «Домстрой», Павел Волков сказал, что это не вина подрядчика или контролера.
«Выбоины образовались там, где были деформационные швы, а деформационные швы нужно делать отдельно. Эти работы выполнены не были, соответственно в этих местах асфальтобетонное покрытие развалилось».
По качеству других работ на капитально отремонтированных улицах замечаний ни к «Магистрали», ни к «Домстрою» на данный момент нет. Но и гарантийный срок по ним истечет только через три — четыре года.
Тем временем ООО «Магистраль» уже заключило два новых договора на содержание и ремонт территорий общего пользования в городе Вологде и селе Молочное. 31 декабря 2015 года — на сумму 86 миллионов 776 тысяч 831 рубль и 28 марта 2016 года — на сумму 86 миллионов 277 тысяч 950 рублей.
«Это работы по содержанию города, в том числе туда входят работы по ямочному ремонту, — рассказал нашей газете Павел Волков. — По этим контрактам нет технического контроля. Контроль будет осуществлять Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города».