Родители школьников и правозащитники пишут гневное письмо министру образования России, требуя выяснить, почему в учебнике по обществознанию говорится, что инвалиды с психическими заболеваниями — не личности и не граждане. Учителя обществознания подтверждают: все люди от рождения наделены гражданскими правами, так что в этом пункте авторы учебника явно противоречат Конституции РФ.
Скандал разразился вокруг учебника по обществознанию за 8-й класс издательства «Дрофа» под редакцией Анатолия Никитина и Татьяны Никитиной. Москвичка и литературный критик Анна Наринская услышала, как сын Гриша зачитывает фразу из учебника: «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью». «Я чего-то не понимаю или это форменное безобразие?» — удивилась она, написав об этом в фейсбуке. На странице 10 учебника действительно находится абзац, повествующий, что инвалиды с психическими заболеваниями не являются личностями, так как личность — это человек, способный учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества и иметь духовные интересы. Тут же автор переходит к понятию «гражданин» и говорит, что гражданин обязательно является личностью.
Из этого абзаца становится предельно ясно, что авторы учебника утверждают: инвалиды с психическими заболеваниями — не личности и не граждане.
«Лопни мои глаза — натурально параграф в учебнике!» — изумился муж Анны Константин, выкладывая в фейсбук фотографию страницы.
Страница учебника по обществознанию за 8 класс А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной
Данный учебник действительно находится в официальном федеральном перечне Минобразования, составленном и опубликованном в марте 2014 года. Только в 2015 году была опубликована поправка к перечню, которая касалась учебников истории. В списке находятся пять учебников от Анатолия и Татьяны Никитиных. Помимо них есть учебники от Боголюбова и Ивановой, от Королькова и Коваль, от Барабанова и Насоновой, а также книги от Соболевой и Корсун.
Связаться с авторами скандального издания не удалось. Как пояснили «Газете.Ru» в издательстве «Дрофа», Анатолий Никитин скончался в 2007 году. А Татьяна Никитина не стала выходить с журналистами на связь.
Цитаты из учебника моментально разлетелись в соцсетях, вызывая негодование родителей.
Правозащитники также не остались в стороне. «Конечно, это не нормально, не соответствует ни здравому смыслу, ни гуманности, ни положениям Конвенции ООН о правах инвалидов. Если мы одной рукой говорим о толерантности и инклюзии (включении инвалидов в активную общественную жизнь. — «Газета.Ru»), а другой рукой у нас в учебниках написано такое, то что мы хотим получить от бедных детей, если их с детства учат таким вещам?» — пояснила «Газете.Ru» эксперт Общественной палаты, член Совета при правительстве РФ по попечительству в социальной сфере Елена Клочко.
Она заявила, что нужно обратиться в Министерство образования, чтобы они пересмотрели этот учебник, выяснили, сколько его было издано.
Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень сравнила уничижение лиц с инвалидностью с проявлением фашизма. «Любые мысли, что есть группа людей, которая хуже иной группы людей, относятся к разряду фашистских. И если мы говорим о людях, то не имеет значения, какие у них нарушения, это все не может быть основанием для того, чтобы кто-то решал — являются ли они личностью, могут ли учиться, трудиться, имеют ли права. Потому что все имеют человеческие права», — пояснила она «Газете.Ru».
Учителя обществознания пояснили «Газете.Ru», что учебник Никитиных не сильно популярен в школах. «По этому учебнику мало кто работает, он не самый распространенный, — пояснил учитель истории и обществознания столичного центра образования №1828 «Сабурово» Александр Гулин. — Также, как я понимаю, было 13 переизданий этого учебника».
Гулин обратил внимание, что если над определениями слова «личность» можно подискутировать, но уже в социально-психологическом плане, то понятие «гражданин» совершенно неправильно объяснено в учебнике Никитиных. «Во-первых, проводить параллели между гражданством, что есть устойчивая правовая связь человека и государства, которая выражается в правах и обязанностях граждан, с социализацией и становлением личности — это некорректно. Во-вторых, сам речевой оборот, который употреблен в данном учебнике, говорит о непонимании основ права, основ законодательства. Так как есть такое понятие, как правоспособность — способность быть носителем прав и обязанностей, и она имеется у людей с рождения. А вот полная дееспособность наступает у нас по Конституции с 18 лет.
Поэтому те утверждения, что инвалиды не являются гражданами, — это на 100% ошибка и не соответствует действительности».
Педагог подчеркнул, что его лично интересует еще один момент: как такой учебник пережил 13 переизданий, почему никто из школьников, родителей и учителей раньше не обратил внимание на подобные ошибки и как его утвердили эксперты Минобразования? Сам Гулин его не использовал в своей работе. «Но ведь учебник был допущен, одобрен министерством, на нем стоит ФГОС второго поколения, то есть он проходил экспертизу пару лет назад, это точно. Как такое полностью нарушающее законодательство России могло попасть в печать?» — недоумевает учитель.
На этот вопрос, видимо, придется отвечать представителям Минобразования.
Екатерина Мень вместе с рядом правозащитников, в том числе с Юлией Камал, председателем Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, составили письмо в адрес министра образования.
«Основной адресат у нас — министр образования. Это учебник для школ, на нем написано, что он соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, что он одобрен», — пояснила Мень. В ближайшее время оно будет отправлено. Также письмо будет выложено в интернет в виде петиции, чтобы его тоже подписали желающие.