Волну возмущения вологжан вызвало письмо в Интернете о смерти женщины на отделении кардиологии горбольницы №1.
На головы медиков, обвиненных в бесчеловечном отношении к больной, посыпались проклятья, а родным пациентки пользователи соцсетей выражали свое сочувствие и советовали обращаться в прокуратуру и суд.
Между тем врачи горбольницы уже сами обратились в полицию.
Версия родных
Наталья Круглова (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ») поступила на отделение кардиологии 26 марта. Как указано в заявлении родных пациентки начальнику Департамента здравоохранения, состояние женщины при поступлении было средней тяжести, сахар не превышал 6,5 единицы, она самостоятельно передвигалась, ухаживала за собой, нормально питалась и самостоятельно ходила в туалет. «После 1,5 недельного лечения ей стало намного хуже — она полностью отказалась от пищи, а также не могла самостоятельно передвигаться — из больницы мы забирали её уже в инвалидном кресле», — пишут родные. Также они указывают, что хотя у Натальи Кругловой был неинсулинозависимый диабет, в больнице ей назначили инсулин, к тому же предупредили, что на улучшение самочувствия пациентки надеяться не стоит, что дальше будет только хуже.
«В процессе лечения ей неправильно установили катетер, в результате чего ей 8 раз делали флюорографию, чтобы проверить, не повреждены ли внутренние органы, сахар поднялся до 15 единиц, в организме снова стала копиться жидкость, мочиться мама перестала совсем», — указано в письме. Дочери пациентки пишут, что просили лечащего врача Ирину Иванову не выписывать их маму в таком плачевном состоянии, но та «буквально выпихнула ее домой» в пятницу, 11 апреля.
К вечеру того же дня состояние Натальи Кругловой ухудшилось, а 12 апреля родные вызвали ей «скорую»: «Врачи приехали, сделали кеторол с димедролом, они были шокированы состоянием пациентки и непрофессионализмом врачей, выписавших ее домой». 13 апреля состояние больной стало критическим, а дежурный участковый врач почему-то отказалась прийти, сказав мужу Кругловой, что ее выписали домой умирать. На «скорой» женщину доставили в горбольницу, где пришлось ждать несколько часов, пока ей окажут медицинскую помощь.
«На отделении нам предложили палату с семью пациентками, свободна была кровать рядом с буйной больной, мы попросили подобрать нам другую, более спокойную палату, на что получили ответ, что свободных мест нет, либо ложитесь сюда, либо вообще ничего не получите, — пишут родные. — Мы прошли по другим палатам и увидели, что заявления персонала не соответствуют действительности, в палатах оказалась масса свободных мест».
Дежурный врач сказала, что это больная для реанимации, и родственники Кругловой пошли искать реаниматолога. Тот оказался, как уверяет семья женщины, с запахом алкоголя и отказался оказывать помощь. «Мы попросили написать его письменный отказ об оказании медицинской помощи, на что он разразился грубой матерной бранью. Мы попытались зафиксировать отказ на видеосъемку, он вырвал и пытался разбить телефон об пол. После убедительнейшей просьбы с нашей стороны врач все же осмотрел нашу маму, но помощи не оказал, уходя из палаты пациентки, он в грубой форме выразил угрозу сыну пациентки».
Далее родные рассказывают, с каким трудом они добивались от лечащего врача хоть каких-то медицинских манипуляций, и жалуются на грубость санитарки, заявившей, что «за спасибо с этой коровой возиться никто не собирается»…
Наталья Круглова умерла 15 апреля, на другой день после того, как ее родственники написали жалобу в Департамент здравоохранения.
Версия врачей
«Мы поражены, насколько родственники пациентки исказили все происшедшее, — говорит заместитель главного врача по лечебной части горбольницы №1 Галина Дзяткевич. — В больнице проводится внутреннее расследование». Как рассказала Галина Александровна, объяснения взяты не только с докторов, на которых жалуются эти люди, — с кардиолога, реаниматолога и санитарки — но и с других медработников и даже видевших происходящее пациентов, как продолжающих лечение, так и выписанных на данный момент.
Как пояснила Галина Дзяткевич, пациентка с ишемической кардиомиопатией находилась в терминальной стадии развития болезни, то есть шансов на выздоровление у нее не было. Вес Натальи Кругловой составлял не менее 250 кг, и в больнице даже не нашлось подходящих весов, чтобы зафиксировать точный показатель. «Это так называемое морбидное — то есть смертельное — ожирение, — констатирует Галина Александровна. — Когда я спросила у родных женщины, почему они допустили, что их мама, которую они, судя по всему, очень любили, достигла такого веса, они сказали, что ничего не могли с ней поделать, она постоянно просила еды».
Начмед отвергает предположение, что катетер был установлен неправильно. «Окружность плеча у больной составляла 52 см, при таких объемах можно было установить только периферический катетер, лекарство прокапывалось правильно, в венозное русло, — говорит Галина Дзяткевич. — А рентгенографию ей делали первоначальную, контрольную и перед выпиской, а также перед вторичным поступлением — никак не восемь раз и только по медицинским показаниям». Медицинская помощь, как уверяет Галина Александровна, этой больной оказывалась своевременно и в полном объеме, не раз собирался консилиум. А инсулин больной был назначен не из-за показателей сахара в крови, а из-за трофических язв на ногах, которые с инсулином заживают лучше.
Также медикам непонятно, отчего дочери Кругловой пишут, что ее «выпихнули» из больницы, если она сама при свидетелях звонила мужу с просьбой забрать ее, и выписка происходила в спокойной обстановке, без скандала и протестов.
Но больше всего работников горбольницы возмутили обвинения в грубости и нарушениях профессиональной этики. Они заявляют, что именно родственники пациентки вели себя неподобающе. По словам врачей, когда больную определили в палату, они, придя на отделение целой толпой, — один мужчина и несколько женщин — заявили, что им это место не подходит, и сами пошли по палатам искать свободное место. Нашли другое и перевезли туда свою маму без спроса, при этом громко скандалили с медперсоналом, шумели, нецензурно выражались, были без бахил и в верхней одежде. «Их не смущало, что люди лежат на отделении после инфарктов и инсультов, и такое вторжение может негативно повлиять на их здоровье», — возмущаются медики. Они сообщили, что одна из больных не выдержала таких «гостей» и перешла из палаты лежать в коридор, а другая заплакала… Пациенты мужских и женских палат, находившиеся в то время на лечении, подтвердили слова врачей и медсестер о неадекватном поведении родственников больной.
А анестезиолог заявил, что родственники Натальи Кругловой 13 апреля, когда она поступила повторно, окружили его, толкали руками и высказывали угрозы. Медсестры рассказали, что врача с 40-летним стажем еще и передразнивали, так как он заикается…
В результате администрация горбольницы №1 обратилась в полицию с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении родных умершей пациентки к ответственности за причинение побоев и хулиганство. В полиции подтвердили, что проверка в настоящее время проводится и по ее результатам будет принято процессуальное решение.
Какая из версий происшедшего больше соответствует действительности, должны установить компетентные органы.