Мы продолжаем читать вологодскую записную книжку 1889 г. студента Васи Кандинского, будущего великого художника.
«Июнь 4. В дороге так растрясло, что часа
Напомним, автор заметок путешествует по Кадниковскому уезду Вологодской губернии. В уездном городе ему дали рекомендации, кого из местных деятелей было было бы желательно посетить и в какие волости заглянуть. Постарался краевед Николай Александрович Иваницкий: «Езжайте в Заднесельскую волость к Мерцалову, там узнаете много интересного». Кандинский так и сделал.
«Заднесель[ское] — большое село с двумя лавками, церковью, В[олостным] правле[нием], училищем. Душ... ; дворов 70. Народ веселый и открытый. Местами лишь попадались и угрюмые лица». -написал Кандинский в своей записной книжке.
Жители села Заднего, могут гордиться характеристикой, данной великим человеком. Не каждое село, удостоилось подобной чести, попасть в анналы истории с описанием, данным личностью всемирно-исторического масштаба. Это произошло благодаря встрече Кандинского с историком Александром Евграфовичем Мерцаловым, местным помещиком.
«У А.Е. [Мерцалова] встретил прегостеприимнейший прием, узнал много интересного. Дай Бог побольше таких. Подарил мне свою книгу».
Всего три предложения, которые прошли мимо внимания московских комментаторов «Вологодской записной книжки» Кандинского, но сколько здесь важной информации!
Сначала несколько слов о «прегостепреимнейшем» хозяине, заимствованных из библиографического справочника Веселовских «Вологжане-краеведы».
«Мерцалов Александр Евграфович (12 ноября
В 1889 г. книга «Вологодская старина», содержавшая исторические материалы о селе Заднем и несколько других очерков только только вышла в свет и Мерцалов рад был подарить ее ( наверняка с автографом) заезжему молодому москвичу. Может быть она сохранилась в архиве художника и благодаря этой заметке будет должным образом атрибутирована?
О чем же говорили они? Что значит фраза «узнал много интересного»? Думаю, что библиография трудов Мерцалова как нельзя лучше ответит на этот вопрос. Поскольку Кандинского интересовала финно-угорская древность, Мерцалов рассказал ему местные предания о чуди заволоческой, которые он записывал у крестьян. Вскоре речь наверняка зашла о событиях Смутного времени начала 17 в.и Александр Евграфович, пригладив рукой свою роскошную бороду, поведал гостю местные предания «о панах». Заднесельская волость в
«Дай Бог, побольше таких людей», — с благодарностью написал Кандинский.
В записках есть и еще несколько фраз о жизни села Заднего и его жителях:
«Там же видел бывшего непремен[ного] члена Петрова, угрюмого, предубежденного но и на первый взгляд сильн[ого] чел[овека]. Под вечер сидел в В[олостном] Правлении]» .
Московские комментаторы считают, что это " Петров Евлампий Егорович — подпоручик, непременный член Вологодского уездного по крестьянским делам присутствия", хотя в атрибуции стоит усомниться, хотя бы потому, что не совпадает уезд, да и мало ли Петровых на Руси.
Воодушевленный встречей с историком, ( надо же, в такой глуши живут люди, которые пишут серьезные научные книги) Кандинский отправился дальше на север уезда в так называемую Троичину. Поехал тоже не просто так, на то нашлась веская причина.
Кандинский и Мерцалов. (Путешествие по Вологодскому краю с Василием Кандинским. Ч 3)
[Блогово]