«Ну что, готов к продолжению вопросов?»- спросил я себя, вернувшись с прогулки с собаками. Честно говоря, настроение никакое, только что сделал замечание одному молодому нуворишу, разбившему квадроциклом импровизированный перекидной мостик через ручей. В ответ услышал площадную брань и обещание дать по еб..лу..... «Храбрец», судя по всему, был не готов к дальнейшим действиям, поскольку две среднеазиатские овчарки, против его кулачищей выглядят все же внушительнее... Ужасно, что рядом с ним стоял молодой человек из соседнего дома, которому в общем то и демонстрировались возможности вездехода. Стоял и молчал.... Живем в стране уродов, которые кроме грубой силы ничего не уважают.... печально....
-Хватит лирики, нечего молодых учить. Они сами с усами....
Отвечай лучше на вопрос, что отыскал для будущего музея в Америке в 1996 г.
-
«Миссурийское историческое общество», где хранится личный архив посла Френсиса, представляет собой нечто среднее между музеем и архивом, сочетая в себе обе ипостаси. Это негосударственная краеведческая организация вот уже несколько десятилетий живущая на средства спонсоров и сохраняющая реликвии штата Миссури. Там в нескольких коробках без описи и инвентарных номеров хранится дипломатическое наследие выдающегося миссурийца Дэвида Френсиса, который кроме того, что был мэром Сент-Луиса, губернатором штата Миссури, занимал руководящий пост в МВД при президенте Кливленде, был еще и последним послом США в императорской России и первым, соответственно, при большевиках.
О знаменитом земляке немало экспонатов в основной экспозиции музея, но тщетно я там искал хоть какое то упоминание о посольской службе Френсиса, ничего не было. Зато в архивных коробках оказалось целое богатство. Там была вся официальная переписка посольства, личные письма родне и знакомым, вырезки из различных изданий, в том числе русских. Ничего не понимая в предмете хранения, американские архивисты сложили все по их мнению непонятное в одну коробку и написали: «Для того, кому надо». Мне было надо и как раз там я нашел многое из того, что потом украсило экспозицию Музея дипломатического корпуса.
-
Например?
-
Речи посла перед жителями Вологды, частично опубликованные в местных газетах, сохранившиеся в письмах суждения посла о нашем городе и его жителях. Там же был обнаружен набор удаленной по цензурным соображениям главы из мемуаров посла, посвященной письмам его слуги негра.
-
Это те знаменитые письма американского негра о русской революции, которые ты потом издашь отдельной брошюрой?
-
Именно они, и не только глава о них, но и сами оригиналы.
-
А визитная карточка знаменитой авантюристки Муры Бенкендорф тоже была в этой коробке?
-
И она тоже и многое, многое другое из русской пост-революционной жизни. Кажется берешь в руки обычный клочок бумаги, а на нем уникальные сведения! В фонде посла я нашел и несколько вологодских фотографий, в том числе и ту, где Френсис стоит у здания посольства еще в зимнем наряде, судя по всему первое фото посла в Вологде. Кстати оно было напечатано на фотобумаге открыточного формата и не исключено, что был выпущен небольшой тираж, так что уникальная открытка может быть хранится еще где-то, видимо неопознанная. Кто же кроме вологжан знает о существовании дома на Екатерининско-Дворянской улице, где до революции был клуб приказчиков?
-
Сознайся, ты получил от Госдепа США доллары?
-
Сознаюсь, получил по 100 долларов на каждый день командировки, по тем временам огромные деньги + американцы оплатили изготовление ксерокопий.
-
Это было обязательное условие? Ты что не мог эти деньги прогулять в Сент-Луисе?
-
Нет, не обязательное, прогулять конечно мог, но у меня был исследовательский кураж и все до цента я потратил на науку. Кстати, американцы как бы ничего и не потеряли, все деньги вернулись в экономику страны оплатой за товары и услуги.
-
И много всего привез из Штатов?
-
Много, два больших чемодана с ксерокопиями документов посольства, более двух тысяч листов. И не только документов. Удалось раздобыть и мемориальную вещицу....
-
Ну ка, с этого момента поподробнее!
-
У внучки посла миссис Теолины Френсис, у которой я побывал в гостях в серванте обнаружился интересный предмет- серебряная подставка для яиц, в подписью «Д. Р. Френсису».
-
Серебряная? Как же ты её заполучил?
-
Ха! у меня талант уговаривать людей расстаться с ненужными им вещами. С гражданкой Френсис мы совершили обмен, серебряной подставки на берестяную шкатулку. Старушке очень понравилась шемогодская резьба.
-
Обманул бабку?
-
Отнюдь, это теперь, когда поставка стала всемирно знаменитой, она стоит больших денег, а тогда это была обычная вазочка для яиц всмятку, уже потом я понял, какая интересная история случилась в Вологде с этим предметом.
-
И какая же?
-
Когда в конце апреля 1918 гю посол неожиданно заболел неведомой желудочной болезнью, вологодский доктор С.Ф. Горталов прописал ему терапию — 2 яйца всмятку, вот как раз в этой подставке яйца и подавались.
-
Откуда знаешь?
-
Внучка сказала, что он таскал вазочку с собой аж с 1905 г. и возил даже в Россию.
-
Как же ты провез раритет через границу?
-
«Зеленым коридором» с беспечным выражением лица.... иначе было никак... в Нью-Йорке я и так её едва не лишился, увидев на экране монитора штуковину занятной формы, таможенница спросила: «что это»? "Для яиц«,- не моргнув глазом ответил я, и услышал в ответ радостное «проходите».
-
Да вы, батенька, контрабандист?
-
Заметь, я ничего никогда с Родины не вывозил, а вот ввез сюда за годы музейной деятельности немало. В другой бы стране медаль дали «За пользу Отечеству». А у нас нет, никто не ценит такого рода подвижничества, хотя все ввезенное априори остается в России навсегда, вывоз антиквариата отсюда серьезно ограничен....
-
Хорошо, вернулся ты назад с кучей бумаг в чемоданах. И что дальше?
-
Дальше, надо было понять, что удалось найти и на основании этого делать экспозицию.
-
Расскажешь?
-
В следующий раз....