Историк Александр Владимирович Быков, директор музея дипломатического корпуса в Вологде, как-то сказал замечательную фразу: «Очень нетрудно нарядиться в сарафаны, выставить самовар с пряниками и изображать из себя псевдорусскую жизнь». Тем не менее, наши музеи порой этим грешат.
Знакомый хорошо с музеями Вологды, я радовался, что у нас таких проблем нет. И вот на тебе - понесло же меня вчера на масленицу в Семенково.
Обещалась весьма интересная программа.
Вообще, празднование масленицы в архитектурно-этнографическом музее само по себе не ново и придумано не работниками музея Семенково. Все подобные музеи в России (а их немало) с успехом празднуют разнообразные народные праздники в атмосфере сельской жизни начала прошлого столетия. Масленица - один из ключевых народных праздников, с богатыми традициями.
Было интересно, чем в данном случае может удивить наш музей, который, поверьте мне, на фоне других архитектурно-этнографических музеев страны всегда смотрелся очень неплохо и достойно.
С самого начала моего путешествия по музею стало ясно, что праздник весьма странный.
Верблюдица Нюша уже смирилась со своей участью.
Пытаясь оставить за скобками верблюдицу Нюшу, которую привлекают на каждый вологодский праздник, и которой уже наверняка осточертели все желающие прокатиться между ее горбами, я пошел дальше.
Дальше лучше не стало.
Отчего-то в Семенково, где всегда мне нравилась сама атмосфера северной деревни, тишины и спокойствия, увидеть китайские палатки со столами, чуть ли не под тентами с надписью "Балтика", было по-настоящему дико. Извините, даже на Кремлевской площади на прошлый день города отказались от такого уродства. Кому пришла в голову такая идея?
Ещё одна прекрасная задумка организаторов - повсеместные шашлыки. Очень в стиле и духе северной русской деревни! Готовили эти шашлыки, как вы понимаете, тоже очень русские люди.
Плов и шашлыки - еда настоящих русских крестьян!
Это уже не говоря о том, что многочисленные шашлыки по соседству с уникальными архитектурными постройками вообще неуместны.
Но и архитектурным постройкам досталось, да еще как. Как объяснить это безобразие?
Он что, не могли эту рекламу повесить где-то в другом месте, а не на стене дома, который является памятником под открытым небом? Благо, место найти для растяжки не так и трудно. Понятно, спонсорство и информационная поддержка - дела хорошие. Но не таким же образом!
Но в самих домах также творилось что-то неясное. Три дома были вообще закрыты для посетителей. Ситуация, мне непонятная. В такие дни в музей едет гораздо большее количество людей, чем посещает обычно. И для людей, которые впервые, может, приехали в Семенково, следовало бы открыть все дома. Тем более, что внутри замечательные экспозиции, интересные, достоверные, с любовью сделанные. Нет - на дверях замки, народ, иди, ешь шашлыки за столами, будь с пьяною толпой.
Закрыто без объяснения причин.
Обещанная дегустация блинов также куда-то делась. Потому столпотворение устроили в доме, где блинами торговала кондитерская фабрика. Места мало, желающих много. В результате - спасибо, что не давка.
Но самое ужасное творилось на сцене. Разодетая ведущая усердно налегала на "О", пытаясь, видимо, изобразить вологодскую крестьянку. Получалось ужасно плохо и фальшиво. Её напарник ситуацию тоже не спасал. Неслучайно около сцены стояло совсем немного человек. Ей-Богу, интереснее было жевать "исконно русские" шашлыки.
Конечно, может, не всё было так уж и плохо, или у меня чересчур высокий горизонт ожиданий. Но от Семёнково я слишком привык получать качественный продукт. И видеть эти псевдорусские кривляния с рекламой, палатками, шашлыками и закрытыми экспозициями мне было не очень приятно.
А ведь сюда ещё и туристы приезжали, и видели эту непотребщину. Караул, в общем.
Жирный минус организаторам, позволившим эту вакханалию в одном из самых атмосферных мест нашей области.
Выпечки самого большого блина я не дождался. Не хватило терпения смотреть.