Художник Богдан Лавриненко – о работе над мозаичной иконой из осколков фресок затопленного храма в Крохино

[Блогово]

Причастный к чуду. Художник Богдан Лавриненко — о работе над мозаичной иконой из осколков фресок затопленного храма в Крохино

Богдан Лавриненко. Фото из личного архива

Храм Рождества Христова в селе Крохино, затопленном в 1960-х при строительстве Волго-Балта, за десятилетия стояния в воде утратил всё свое внутреннее убранство. Практически все фрески, за исключением нескольких фрагментов, погибли. Но, как оказалось, в завалах рухнувших стен сохранились осколки штукатурки со следами красочного слоя — их обнаружили волонтеры Фонда «Крохино» в 2015 году во время разбора завалов на храмовом острове.

vk.com/krokhino

Три коробки осколков сине-голубых и охристых оттенков увезли в Москву, очистили от пыли и грязи, а красочный слой закрепили специальным раствором. Несколько лет фонд искал мастера, который взялся бы за необыкновенный проект — создание мозаичной иконы из осколков фресок. В конце прошлого года мастер нашёлся: идеей заинтересовался художник Богдан Лавриненко.

Церковь Рождества Христова в Крохино, 2021 год. Фото Наталии Захаровой

В конце февраля Богдан вместе с директором фонда Анор Тукаевой побывал в Крохино, чтобы своими глазами увидеть храм-маяк и проникнуться атмосферой этого места. Сейчас работа по созданию иконы-мозаики близится к завершению, а мы решили поговорить с Богданом о его впечатлениях, связанных с этой поездкой и необычной мозаичной иконой.

Творческий путь художника и мозаичиста

Богдан Лавриненко — художник в третьем поколении. Его дед, скульптор, член Московского Союза художников, был профессором в МГХПУ имени Строганова. Там учились и родители, и сестры: отец закончил отделение художественного металла, мама — отделение керамики, старшая сестра — художественный текстиль, младшая — художественное стекло. Сам Богдан тоже окончил Строгановку в 2009 году, отделение художественного металла, но сразу после окончания начал заниматься мозаикой: сначала созданием, а позже и реставрацией — например, участвовал в реконструкции и реставрации мозаики на статуях павильонов ВДНХ.

Мастерская «Творческий Цех», которой руководит Богдан Лавриненко, работает и со светскими, и с храмовыми мозаиками. Так, для Храма Димитрия Солунского в селе Большое Тёсово под Можайском мастера два года назад создали 8 мозаичных икон, а в конце 2021 года спасли советское мозаичное панно НИИДАР в Москве. Для Богдана оба эти направления одинаково интересны, но создание храмовой мозаики в чем-то сродни таинству: «На мой взгляд, в любом искусстве важна внутренняя составляющая, энергия, благодаря которой произведение создается и потом живет, — рассуждает Богдан. — Это всегда особое состояние, будь то светское искусство или церковное. Однако для меня лично важно, чтобы икона создавалась в молитве, и я уверен, что люди, которые потом придут к ней, обязательно это почувствуют».

Неожиданное предложение и первое знакомство с Крохино

О Фонде «Крохино» Богдан узнал не так давно и почти случайно — в ноябре прошлого года на выставке «ПРО реставрацию». «Я работал на своем стенде, посвященном мозаике, — вспоминает художник. — И вдруг подходит Анор и спрашивает, интересно ли мне взяться за необычный проект — создать мозаичную икону из фрагментов фресок затопленного храма… Я тогда, признаюсь, ничего не знал о Крохино, но сама идея меня просто поразила! Конечно, я согласился, сразу начал собирать материалы и обдумывать образ».

В мастерской: Богдан Лавриненко переносит рисунок эскиза на подложку и подбирает материал для центрального образа. Фото из личного архива

В январе 2023 года был готов черновой эскиз иконы, но для работы художнику не хватало его собственного ощущения от крохинского храма. Необходимо было познакомиться с этим местом, попасть внутрь и прочувствовать это пространство, пообщаться с ним. И когда представилась возможность побывать там вместе с Анор и ее командой, Богдан отложил все дела — и отправился в Крохино.


Директор Фонда «Крохино» Анор Тукаева и художник Богдан Лавриненко в крохинском храме. Февраль 2022 года

«Я побывал в Крохино в конце февраля, и очень этому рад, — делится впечатлениями художник. — Это как раз то время, когда и природа вокруг, и свет, и цвета снегов максимально созвучны цветовой гамме осколков. Простор, всё белое кругом, темная вода, солнце — и абсолютная тишина! В городе такой никогда не бывает, и в этой тишине едва-едва слышно, как течет река. Вот такой и должна быть икона — светлой, тихой, звучащей и светящейся изнутри».

Красота руин и оттенки Русского Севера

Как признается Богдан, ему интересен Русский Север, близка эстетика деревянного зодчества. В потемневшем от времени дереве есть своя, особая красота — художник по-настоящему разглядел ее только с годами: «Как поется в известной песне, „к сорока всё внимание — к полутонам“. Скоро мне исполнится 40 лет, и я замечаю, что на всё смотрю иначе, нежели в 20. Тогда у меня всё кипело, краски летели во все стороны. Сейчас ощущаешь всё более тонко, чувствуешь нюансы, начинаешь видеть неуловимые на первый взгляд оттенки».

Ледоход в Крохино, 2021 год. Фото Натальи Захаровой

Начало весны в Крохино, 2022 год. Фото Владимира Колеватова

Поездка в Крохино в конце февраля. Богдан Лавриненко — первый слева

Это скрытое богатство оттенков Богдан Лавриненко увидел и в осколках крохинских фресок. Внешне как будто бы одинаковые — голубоватые, серые — на самом деле они оказались необыкновенно цветными. Поездка в Крохино помогла художнику почувствовать богатство этой цветовой гаммы: он увидел храм вблизи и понял, КАКОЙ он. Его стены и снаружи, и изнутри очень живописны: остатки штукатурки, оголенные кирпичи, затененные или освещенные солнцем. Это многообразие, по словам художника, неожиданно и очень красиво.

Как увидеть красоту в осколках и остатках рухнувших стен?.. «Казалось бы, храм стоит в руинах и выглядит удручающе, но он невероятно красив, потому что его любят — это чувствуешь, когда здесь стоишь, и это очень ценно, — говорит Богдан. — Мозаичная икона должна стать „сердцем“ этого места — места очень хорошего и светлого, несмотря на его, можно сказать, трагическую историю. Там, где есть любовь, там неважно внешнее — важно то, что внутри. Мне и самому захотелось по возможности поучаствовать как волонтёру в обустройстве часовни, в которой разместится икона».

Это будет еще и «странствующая» икона

Путевая часовня, в которой предполагается разместить мозаичную икону, будет обустроена в нижнем ярусе колокольни крохинского храма. Однако консервационные работы и реконструкция займут еще несколько лет, и всё это время икону предстоит хранить и экспонировать вне того пространства, для которого она предназначена. Это осложнило и без того непростую задачу, но Богдан Лавриненко нашел решение.

Церковь Рождества Христова в Крохино. Фото vk.com/krokhino

Церковь Рождества Христова в Крохино. Фото vk.com/krokhino

Церковь Рождества Христова в Крохино. Фото vk.com/krokhino

Церковь Рождества Христова в Крохино. Фото Яны Софроновой, 2014 год. Источник: vk.com/krokhino

«Ещё на этапе разработки эскиза я консультировался с реставратором из Музея архитектуры им. А. В. Щусева и получил рекомендации по изготовлению деревянного короба, который служит одновременно рамой и основанием для мозаики и в котором её можно будет перевозить и выставлять где угодно. В итоге я изготовил короб размером 125 на 162 см. Такой размер позволяет использовать все имеющиеся осколки фресок: они размещаются вокруг образа Спасителя, который создается уже из современных материалов — смальты и натурального камня».

Эскиз путевой часовни в нижнем ярусе колокольни крохинского храма. Автор эскиза — Зинаида Тодорова.

Богдан Лавриненко изготавливает деревянный короб для мозаичной иконы. Фото из личного архива

Каково это — чувствовать, как через твои руки проходит сама история?..

До встречи с Анор, рассказавшей ему об идее создать икону из фрагментов фресок, Богдан Лавриненко ни разу не слышал ни о чем подобном. Обычно в процессе реставрации воссоздается изначальное изображение, а здесь задача художника — составить новый образ из осколков истории. «Это настолько ответственно и волнительно, что прямо мурашки по коже, — признается художник. — Мне нужно не просто использовать то, что сохранилось, как материал — нужно, чтобы каждый из этих кусочков дышал и жил, а все вместе они составляли нечто новое и единое».

Работа над созданием мозаичной иконы. Фото из архива Богдана Лавриненко

Мозаичная икона, работа над которой завершится нынешней весной, соединит в себе два разные эпохи — время создания фресок крохинского храма почти 200 лет назад и сегодняшний день. «Для меня это что-то невероятное — уникальный случай в моей практике! — волнуется Богдан. — Фрагменты фресок — случайно сохранившиеся разрозненные кусочки, но каждый из них полон жизнью. Эта жизнь, казалось бы, кончилась, канула навсегда — но вот я составляю из них новое целое, и они снова оживают!.. Чувствую себя причастным к чуду».

На создание мозаичной иконы из осколков фресок крохинского храма собрано уже 172 тысячи рублей! Осталось собрать всего 28 тысяч рублей! Поддержать необычный проект Фонда «Крохино» можно любой суммой по ссылке  www.krokhino.ru/donations