В мэрии города анонсировали планы по развитию дорожной сети. Бороться с пробками и пропускной способностью решили не с помощью приоритета общественного транспорта, а расширением существующих улиц и строительством шестиполосных проспектов.
Долгие годы города по всему миру пытались победить пробки развязками и расширением улиц. На выходе они получали ещё больше машин и неудобный для людей город. В городе мало пространства, а машина занимает слишком много места и везёт мало людей, поэтому дорожные революции осуществлялись за счёт общественного транспорта, тротуаров и жителей районов. Ходить пешком и ездить на трамвае или велосипеде становилось неудобно, поэтому каждый начинал мечтать о машине для побега от окружающего ужаса. Эту историю проходили Нью-Йорк, Лондон, Амстердам и Москва — итог везде был одинаковый.
Победить пробки смогли лишь с помощью полос для общественного транспорта, велодорожек и удобных тротуаров. Да, автомобилисты стоят в пробке, но их меньшинство и это их выбор — могут без пробок ехать на трамвае или автобусе. Но это не путь Череповца!
Улица Первомайская — здесь жители просят построить ещё одну полосу. Пропускная способность в вакууме должна увеличиться, вот только она упирается в сужение под железнодорожным путепроводом и перекрёсток на Красноармейской площади. Тут мы вспоминаем золотые грабли отечественного трафик-инжиниринга: развязка на улице за дохреналион рублей переносит пробку на 100 метров дальше — смысл тот же, хотя расширять будут всего лишь за счёт деревьев у окон жителей.
Или взять планы мэрии по строительству ЭКО-квартала в 107 микрорайоне. Проект очень интересный: дворы без машин, школы и садики внутри района, парки и зоны отдыха. Вот только как добираться до места работы будут жители этого квартала? Естественно на авто и так же со всеми будут стоять в пробках на новеньком шестиполосном Шекснинском проспекте. Без развития общественного транспорта это полная утопия.
В наших нормативах чётко закреплён приоритет безопасности над пропускной способностью. При этом нет ни слова об удобстве вождения. Проекты же рисуют на основе каких-то фантазий и представлений о трафике на основе игры Need For Speed. Если бы Череповецкие чиновники, полицейские и проектировщики прочитали хотя бы несколько книг о транспорте и пытались анализировать статистику по аварийности, то знали бы: чем больше полос на улице — тем больше шансов получить кровавое ДТП.
Самое грустное, что сегодня за пределами Москвы даже не знают, что можно сделать улицу безопасной и удобной для всех, при этом получить прирост провозной способности. Правильный дизайн улицы снижает количество аварий и заторов, паркующиеся машины не преграждают путь, трамвайные платформы и переходы вписаны в фазы светофора для машин и так далее.
Не будет чуда, пока улицами занимаются дорожники и строители. Когда проекты будут готовить архитекторы с транспортниками и урбанистами — улицы будут приятны для прогулок, безопасны для детей, комфортны для жизни, быстры для пассажиров и приятны для вождения. Пока же получайте асфальтовый плац с заборами.