«Уничтожение уникального культурного ландшафта» — Наталья Душкина о набережной Вологды

[Блогово]

3 октября о вологодском кейсе говорили на «Радио России». На телефонной связи со студией были архитектор из Вологды Екатерина Адрианова и историк архитектуры и один из лучших экспертов по охране культурного наследия Наталья Душкина.

Вот, можно послушать запись.

А мы ещё хотим привести расшифровку фрагмента эфира, где комментарий даёт Наталья Олеговна.

 

Ведущие: Насколько ситуация показательна для российской провинции?

— Мне кажется она показательна, потому что российская провинция, по-видимому, имеет образ идеального благоустройства, который она черпает и в столичном городе. И хочет иметь так, как там, в столице.

Здесь [в Вологде] вариант, когда произошло просто тотальное уничтожение уникального культурного ландшафта в ядре исторического города. [Уничтожено] то, чем славится Вологда, что является невероятно привлекательным для туристов, для исследователей, для понимания того, что такое начало Русского Севера с его лирической темой мягких берегов, церквей, которые выходят на берег, где создавался веками уникальный культурный ландшафт.

Ценность невероятная, если её оценивать экономически — она во много превзойдёт те деньги, которые влили в это бетонное благоустройство. И такие решения можно принимать исключительно при низком общем культурном уровне тех людей, которые подписывают и разрабатывают эти проекты — и в итоге мы имеем чрезвычайно конфликтную ситуацию.

И конечно, если говорить юридическим языком, произошло освоение огромных бюджетов капитального строительства в зонах охраны, где капитальное строительство запрещено законодательно.

Исторически сложившаяся система берегоукрепления со всеми его дренажами не была исследована, она бездумно полита бетоном. Это надо демонтировать.

Это бесконечно сложная задача, я не знаю, какие деньги и умы должны быть привлечены, чтобы вернуть Вологде её статус кво — одного из исторических ядер России.

Уже есть рабочая группа. Должно быть найдено сбалансированное мудрое решение с определёнными жертвами на этом пути.

 

Ведущие: На кого ориентироваться провинциальным городам?

— Надо ориентироваться на своеобразие своего собственного города. Русские провинциальные города, которые невероятно хороши сохранившимся историческим наследием, которое пытаются сейчас оживить и сделать национальным внутренним ресурсом туризма, хороши своей уникальностью и своеобразием. А когда приходят такие проекты, уникальность и своеобразие полностью перечеркиваются и иногда абсолютно невозвратно. Эта унификация просто невозможна.

Проектный институт «Стрелка» разработал целостную программу по благоустройству русских провинциальных городов разного масштаба. Как бы не относиться к этой программе, элемент похожести есть. Мы приезжаем — и здесь и там и видим то, что видели в другом городе. Это обезличивает город.

Поэтому в каждом городе, в первую очередь, этот процесс должен расти изнутри. Нужно привлекать специалистов, которые будут чувствовать культуру формирования этого места, все тонкие нюансы, которые здесь существуют, но не использовать абсолютно трафаретный подход по приданию блеска и белизны. Тем более, что речь идёт о ядрах городов.

То же самое произошло и в Великом Устюге и это стало своеобразным образцом для Вологды. Псков сейчас был включён в список Всемирного наследия, но без своего ядра – без кремля и без Псковы, где на самой ценной ее части — впадении реки Псковы в Волхов — произвели то же самое благоустройство с камнями. Во что это превратилось… Но следующая часть реки Псковы существует в том виде, в котором была набережная в Вологде.

 

Ведущие: Как найти золотую середину? Хотят все закатать и сделать современным в противовес тому, что там все было неухожено и заросло.

— На основе тщательнейшего изучения природы этого места, его исторического развития. Документально изучить, как укреплялись берега, найти сохранившуюся структуру, пойти по пути исторической реабилитации этого места, А не капитального строительства, как это было сделано. И пошли по самому простому и широкому месту, не узкие двери искали.

И вот мы приходим к разговору о том, каков уровень культуры и проектировщиков, и людей, принимающих решение, и тех, кто утверждал, — для которых оборот огромных денег стоял на верхней ступени иерархии нежели все другие плоскости разговора об этом месте.

 

Ведущие: Профессионалы уезжают из провинции. А каким образом развернуть этот поток? Может быть нужны национальные проекты, архитектурные фестивали или собрать консилиумы? Как заинтересовать специалистов благоустройством маленьких городов?

— Все круглые столы и дискуссии идут, и в Вологде идут, и в Москве идут, они идут и в интернете. Мы сейчас живем в абсолютно другом пространстве — мы все объединены сетью. Нажимая кнопки, мы можем увидеть, как происходит благоустройство на другом конце планеты.

Здесь вопрос не в доступности информации, а в том, способен ли город выживать в современных условиях. Какая у него экономика, почему люди уезжают, что происходит с промышленными предприятиями, которые был градообразующими элементами и держали людей на местах. Потому что они представляли работу. Если нет работы, люди уезжают.

Так что в основе разговора о благоустройстве и красоте города лежит экономическая составляющая. Благоустройство связано с программами государственного толка поднятия провинциальных русских городов и возвращения их значимости.

Ведь это были и купеческие города. Моя фамилия имеет вологодские корни, для меня Вологда — это не просто пустой разговор. Раньше города славились своей мощью, это была инфраструктура, которая работала гармонично.

 


Для тех, кто доскролил до конца ;) — Лекция Натальи Олеговны, которую она читала в Вологде в рамках фестиваля «Дни архитектуры»:


 

Читайте также в БлогоVo:
 

Юлия Бибиксарова: «Хочу рассказать свои впечатления от прогулок по двум набережным, и о двух принципиально разных подходах».
Светлана Попова-Знаменская: «Не многие жители Вологды, наблюдающие за реконструкцией набережной, на самом деле представляют какой может быть хорошая набережная исторического города».
Лев Шлосберг: «Вы еще ничего не знали, все уже было разыграно и было освоено»