Неполиткорректно

[Обзор прессы]

Алексей Сомин получил реальный срок за интернет-картинки.

Приговор вынес Череповецкий городской суд 1 декабря. Дело вели в Следственном отделении УФСБ России по Вологодской области.

Демотиватор

О том, что страницу Алексея Сомина (ФИО изменено) в социальной сети мониторят, он узнал год назад, когда был вызван к следователю. Мужчину обвиняли в публичных призывах к экстремизму: «Вконтакте» он выкладывал на стену посты с различными демотиваторами, связанными с событиями на Украине.

На одной из картинок были изображены украинские милиционеры, которых избивают неизвестные. Следствие выстраивало обвинение на основе призыва к насильственным действиям против представителей правоохранительных органов. Алексей в ответ пытался доказать некорректность постулата, поясняя, что украинская милиция и российская полиция – разные социальные группы.

19 июня 2015 года была проведена судебно-лингвистическая экспертиза, проанализировавшая изображения, выложенные на странице Алексея Сомина от 19 февраля 2014 года. Эксперты пришли к выводу, что комментарии к демотиваторам являются «речевым актом прямого призыва к осуществлению действий насильственного характера в отношении сотрудников правоохранительных органов, а именно к убийству».

Среди других эпизодов, предъявленных к обвинению, размещение фотоколлажа Владимира Путина с Дмитрием Ярошем, а 22 марта 2015 года Сомин выложил картинку, на которой изображено, как сжигают фотографию с портретом главы российского государства. Эти фотографии были также признаны экстремистскими по мотивам идеологической и политической ненависти.

В обвинительном заключении сказано, что демотиваторы «способствуют возникновению агрессивных переживаний в отношении представителей власти, а также побуждают массового зрителя к совершению насильственных действий по отношению к представителям власти».

Ни на следствии, ни в суде Алексей Сомин своей вины не признал. По его мнению, на изображениях видны украинские милицейские, а не российская полиция. Свои действия он пытался оправдать тем, что поддерживал безоружных украинских демонстрантов на Майдане. В частности, череповчанин имел в виду видео, размещенное в Интернете, где украинская милиция очень жестоко их избивала.

Путаница в показаниях

В обвинительном заключении есть свидетельские показания трех человек, которые вступали с Алексеем в переписку и дали против него показания. «Цель людей, размещающих подобные материалы, разобщить общество. Их деятельность необходимо пресекать», — примерно такой фразой заканчивались их показания.

Позже одна из женщин написала опровержение на собственное заявление. «Быть свидетелем обвинения по делу Алексея я не хочу и не буду. Изначально хочу сказать, что текст допроса был напечатан следователем с искажениями смысла моих слов. Большей частью текст был заготовлен и в него вставлены отдельные фразы, сказанные мною», — отметила свидетель. По мнению прокурора, Алексей Сомин оказывал давление на свидетеля, встречался с ней, когда та получила повестку. «Когда она подписывала показания, она, в общем-то, за небольшим исключением все подтвердила», — сказала помощник прокурора города Череповца Инна Банникова, добавив, что свидетельнице действительно не нравится заявленная Соминым позиция.

После ознакомления со страницей мужчины в соцсети показания не в пользу Алексея дали и два студента кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета.

Документально

Заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ВоГУ Светлана Михайлова была привлечена к уголовному делу в качестве эксперта. Она считает, что всех сотрудников правоохранительных органов можно отнести к отдельной социальной группе независимо от территории.

Показания другого специалиста, заместителя заведующей кафедрой социологии и социальных технологий по воспитательной работе ГИ ЧГУ Дарьи Спириной, также говорят о том, что Алексей Сомин действовал в отношении специфической социальной общности – представителей власти.

Были сделаны и лингвистическая, и психологическая экспертизы демотиваторов. Оба документа подтверждают, что фразы под картинками призывают к убийству, вызывают «агрессивные» и «враждебные» переживания, нацелены на пользователей социальной сети.

В качестве одного из доказательств на следствии использовался оптический диск, где сохранилась переписка Сомина с другими пользователями

В зале суда помощник прокурора города Череповца полностью поддержала обвинение. «При назначении наказания полагаю, что преступление составляет повышенную социальную опасность, в том числе мы должны сейчас оценивать и международную обстановку, и экстремизм, и терроризм. Все ведь это звенья одной цепи». Она также отметила, что украинская милиция на тот момент была легитимна.

«Если бы «Беркут» действовал более решительно, мы бы не пришли к войне в Донецке, не погибли бы дети и мирные жители», — сказала на суде Инна Банникова. Череповецкий городской суд 1 декабря вынес приговор Алексею Сомину. Ему грозит 1,5 года общего режима. Мужчина лишился свободы прямо в зале суда.

Источник:
газета "Премьер"