Почти 70% потребителей перешли на более дешевые товары

[Обзор прессы]

Доля потребителей, перешедших на покупки более дешевых товаров, подскочила в III квартале 2015 г. до 69% по сравнению с 63% в предыдущем квартале, свидетельствует исследование аналитиков «Сбербанк CIB» - «Потребительский индекс Иванова». Это может ограничить рост среднего чека ритейлеров (в сопоставимых магазинах) в III квартале, отмечают аналитики.

Доля расходов на еду во всех ежедневных тратах респондента за июль - сентябрь выросла на 40 б. п. до 60,9%. В среднем потребители тратили на еду 937 руб. (+2,9% к предыдущему кварталу) в день, предшествующий опросу.

При этом большая часть респондентов экономит на базовых продуктах питания, по данным аналитиков: потребители выбирают магазины с более низкими, на их взгляд, ценами (об этом заявили 65%), сокращают покупки дорогих продуктов питания и деликатесов (61%) и выбирают товары, участвующие в промоакциях (55%). «...Ивановы [средний потребитель. - «Ведомости»] очень чувствительны к ценам и хотят жестко контролировать свои расходы», - поясняют авторы обзора.

Данные «Сбербанка CIB» перекликаются с выводами Высшей школы экономики, которая зафиксировала в III квартале возобновление роста пессимизма среди предпринимателей в сфере торговли. В июне - сентябре 2015 г. экономическая активность торговцев снова замедлилась, а их индекс предпринимательской уверенности снизился с +4% во II квартале до +1% в текущем III квартале. Резко выросла доля торговцев-респондентов, которые назвали главной проблемой для развития недостаточный платежеспособный спрос (54% в среднем по отрасли). Еще год назад эту причину называли главной проблемой менее половины опрошенных (46%).

Но есть и признаки стабилизации потребительского поведения. По оценкам «Сбербанка CIB», в июле - сентябре 2015 . впервые за последний год потребители сократили число посещаемых торговых сетей - со средних 2,9 ритейлеров во II квартале 2015 г. до 2,4 в III квартале текущего года. Это может быть признаком того, что потребители постепенно возвращаются к нормальным покупательским привычкам, поясняют аналитики инвестбанка.

В результате очередной волны девальвации рубля 45% респондентов исследования «Сбербанка CIB» заявили, что снова стали выбирать более дешевую еду, 39% сократили покупки одежды, 36% сократили все расходы в целом, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.

Аналитики «Сбербанка CIB» ожидают, что Росстат зафиксирует совокупную продовольственную инфляцию за III квартал 2015 г. на уровне 1%. Хотя если бы не девальвация рубля, цены на продовольственные товары могли бы упасть на 1,5%, по оценке аналитиков инвестбанка: «То есть более слабый рубль мог добавить 50 базисных пунктов к продовольственной инфляции за последний квартал».

Индекс потребительской уверенности, рассчитываемый инвестбанком, упал с минус 14% во II квартале 2015 г. до минус 24% в минувшем квартале: виновато возобновившееся снижение цен на нефть и ослабление рубля. «Высокая инфляция и стагнация номинальных зарплат не способствуют покупательной способности россиян, усиливая их чувствительность к колебаниям цен», - отмечают аналитики.

Экономили «ивановы» и на отдыхе: по результатам исследования, 71% респондентов провел летние каникулы дома - это на 17 процентных пунктов больше, чем в 2014 г. Доля тех, кто путешествовал по стране в этом время, также упала - с 28% в 2014 г. до 21% в 2015 г., а за рубеж выезжали лишь 8% потребителей (18% год назад).

Доля «ивановых» без сбережений не изменилась по сравнению со II кварталом 2015 г. - таких потребителей по-прежнему 39%, подсчитал «Сбербанк CIB». Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, уменьшилась с 7,9% во II квартале 2015 г. до 7,3%. «Ивановы» по-прежнему финансируют текущее потребление из сбережений, чтобы смягчить негативные последствия высокой инфляции и стагнирующего дохода», - отмечают эксперты.

Источник:
Ведомости