Христиане-пятидесятники заставили вологжанку подарить им половину квартиры?
Духовный лидер убеждает, что ключи женщина отдала ему добровольно, дарственную писала по собственному желанию.
«Не оставляйте квартиры детям-алкоголикам, отдавайте их церкви», — говорил на воскресных собраниях Церкви христиан Веры Евангельской «Пятидесятники» пастор Петр.
Слово и вера
В эту религиозную организацию Ирина Потапова (ФИО изменено) попала по приглашению знакомых еще в 90-е. «Каждое воскресенье мы слушали слово Божье. Командовал парадом Петр Назарчук. На встречи приходило около 10-15 человек», — рассказывает Ирина Александровна. Общаясь с людьми, Петр Аполосович убеждал одиноких отдавать свои квартиры.
«Многим эти фразы не понравились, поэтому кто-то прописывал в квартире родню, чтобы от них отвязались. А мне некого было прописать, да я и не собиралась кого-то прописывать», — продолжает женщина. Тем временем именно Ирине Александровне Назарчук стал уделять больше внимания.
«Я даже сначала подумала, что он за мной ухаживать начал. Ласковый такой был. Предложил сдавать мою собственность, потом посадил в машину и повез куда-то. Очень долго кружил по городу. Предлагал еще оформить завещание. Затем прямо сказал, что квартиру надо подарить. Я была как под гипнозом, не понимала, что делаю. Когда спрашивала, куда везет, все время получала ответ: «Скоро приедем». Даже не помню, какие документы подписала. Меня поселили в комнатку при церкви, за нее просили 3000 рублей в месяц. Там я прожила почти 10 лет. Думала, что моя половина квартиры сдается... Пенсию забирали на церковные нужды. И такая я жила там не одна», — вспоминает Ирина Александровна.
Договор дарения между Ириной Потаповой и Петром Назарчуком был заключен 11 апреля 2011 года. 17 мая Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области была проведена и его госрегистрация.
Все это время Ирина Александровна была убеждена, что ее жилье просто сдается. Она до конца так и не понимала, куда ее в апреле 2011 года привозил Назарчук, и какие документы она подписывала.
Квартира в подарок
В 2013 году Ирина Александровна обратилась с иском в суд. На заседания вместе с ней ходила знакомая. Ирина Потапова заказала справку в ЕГРП, а по ней выяснила, что ее часть квартиры находится в собственности Назарчука.
«Ключи удалось выманить у соратников Петра Аполосовича. Пытались договориться с ним, чтобы он вернул жилье, но Назарчук свалил все на то, что это грех — обвинять его в чем-то», — продолжает женщина
Уже два года Ирина Александровна ходит по судам. Ответ везде один: собственность отдала добровольно, а доказательств обмана нет. По мнению суда, Потапова понимала сущность и последствия заключаемого договора дарения. Апелляции тоже ни к чему не привели. Очередное заявление подано в Верховный суд. Сам Назарчук уехал жить в Америку.
«Сначала Ирина Александровна вообще не верила в то, что подписала какие-то документы. Когда обратилась ко мне, мы для начала выяснили, в чьей же собственности все-таки квартира. Назарчук обещал пенсионерке сдавать жилье внаём, но никаких денег женщина за это не получала. Также забиралась часть ее пенсии. Для суда была проведена экспертиза почерка, после которой выяснилось, что дарственную все-таки подписывала сама Ирина Александровна», — говорит представитель по доверенности Галина Дьякова.
Зато подпись Петра Назарчука на дарственной отличается от подписи на доверенности представителя.
«Вполне возможно, что он не сам подписывал документ. Экспертизу в данном случае никто не проводил, для этого надо, чтобы Назарчук приехал в суд. Он имеет право этого не делать. В здании суда представители обещали вернуть собственность женщине за 138 тысяч, которые потратили на ремонт, но никаких обещаний не выполнили, хотя у нас было составлено согласие, оно есть в материалах дела. Сейчас остается убедить Верховный суд, что сделка была заключена после того, как человек был введен в заблуждение», — рассказывает юрист.
Под другим углом
Параллельно Ирина Потапова обратилась к уполномоченному по правам человека.
«Проблема в данном случае осложняется тем, что ничего не может сделать полиция, так как Назарчук находится за пределами страны. Мы со своей стороны будем обращаться в прокуратуру, писать заявление на действия полиции. Ведь здесь возможно мошенничество, и надо, чтобы прошло тщательное расследование. По формальному признаку действительно суд прав. Договор дарения есть, подписанный ее рукой. Но в каком состоянии она это писала? Эта ситуация показательна для других. Нельзя связываться с сомнительными организациями. У нас есть различные конфессии, что мешает прийти в православный храм или мечеть? Не слышал ни разу, чтобы православные или мусульмане попадали в такие ситуации. А женщину, конечно, жаль», — комментирует ситуацию уполномоченный по правам человека в Вологодской области Олег Димони.
В религиозной организации «Премьеру» ответили по телефону, что в церкви никогда не призывали к тому, чтобы прихожане отдавали квартиры.
«Мы занимаемся духовной работой, проповедуем учение Христа. Мы не можем решать какие-то бытовые вопросы. Это и с юридической точки зрения неверно», — пояснил Николай Тимор, который сейчас проживает при церкви и занимается хозяйственными работами.
Николай Тимор рассказал, что руководство общины «отъехало на неопределенный срок», а сам Назарчук живет в Америке и приезжает в Вологду один раз в несколько месяцев.
«Да, историю с судами по квартире у нас знают. Но Назарчук здесь ни при чем. Женщина сама попросилась жить в общину и оформила дарственную. Сейчас ее делом занимается знакомая, тоже наша бывшая прихожанка. Она и подняла шум, может, захотела квартиру себе», — заключает Николай Николаевич.
Сейчас на территории церкви проживает только Тимор. Вместе с семьей он переехал в Вологду из Украины.