Помню, один мой знакомый мальчик увидел в музее фотографию своей бабушки, заслуженного врача, и очень был этому рад. Каждую неделю просил папу - давай сходим в музей, бабушку посмотрим… Хотя мог видеть ее и не на фотографии, а хоть каждый день. Но портрет родного человека в музее - это же событие! Думаю, мальчик вдруг понял, что история - это не только то, о чем в учебниках пишут, но и жизнь его семьи - тоже.
Семья московского журналиста Владимира Гурболикова, первого заместителя главного редактора православного журнала «Фома», к путешествию в Тотьму долго и тщательно готовилась. И вот нынче, в августе, собрались, наконец. В городке на Сухоне-реке жили предки жены Владимира, купцы Рябковы и Шиловы. Гости из Москвы знали, конечно, что другом семьи был известный художник Феодосий Вахрушов и что он писал портрет Елены Рябковой, прапрабабушки по материнской линии дочек Владимира Александровича. Фотографии Елены в Интернете нашли, а вот портрет - увы…
В краеведческом музее гости его, наконец, увидели. И узнали сразу: фотографии передают сходство москвичек Гурболиковых со своей родственницей, но чтобы они были так похожи - никто не ждал. Еще больше поразились москвички, когда сотрудники музея показали им вахрушовский набросок храмовой росписи. Взгляните на фотографию, ведь это же одно лицо: у московских девочек XXI века, у тотемской девушки начала века XX - и у ангела с нимбом.
В архиве музея обнаружились документы, касающиеся родственников московских гостей. Сотрудники музейного объединения помогли потомкам Елены Рябковой встретиться с родственником - Михаилом Рябковым. Человек это здесь известный, составитель районной Книги памяти, много он поведал родственникам об истории семьи, о родном городе.
Вот такие бывают музейные открытия!
Ходите в музеи чаще, даже если и нет там ни картин, ни фотографий с с портретами родных. Музеи помогают понять, что родных у каждого человека гораздо больше, чем помнят его папа и мама, бабушка и дедушка. Народ - от слова «родной», разве нет? Мы все - родные, близкие, дорогие друг другу.
И очень хорошо, что есть у нас места, где об этом говорят. Где хранятся память и красота. Где видишь, что время - ничто для таланта и веры и что между вчера и завтра проходит крепкая, хоть и незримая нить.