Знаменосец Победы Григорий Булатов, первым водрузивший знамя над Рейхстагом, не может быть награжден званием Героя России. Это, как следует из объяснений чиновников, противоречит действующим юридическим нормам. Подвиг 19-летнего парня 70 лет назад был замолчан по политическим соображениям: официальные знаменосцы Победы — Егоров и Кантария — уже были назначены. Они вошли в учебники истории и в кинохронику. Неужели и сегодня имя Григория Булатова не может встать с ними в один ряд?
15 июня «Новая газета» опубликовала материал «Гришка-Рейхстаг» (так в городе Слободском Кировской области прозвали Григория Булатова). Мы провели историческое расследование и рассказали о горькой судьбе молодого парня, который 30 апреля 1945 года под шквальным огнем прорвался в Рейхстаг и сумел установить над ним Красное знамя.
Редакция направила в Министерство обороны и администрацию президента письма с просьбой рассмотреть возможность посмертно наградить Булатова звездой Героя России: командиром полка после взятия Рейхстага он был представлен к награде Герой Советского Союза, но не получил ее (правда, получил другую награду — орден Красного Знамени).
Вот что «Новой» ответили в администрации президента:
«Рассмотрение вопроса о присвоении звания Героя Российской Федерации Булатову Г.П. (посмертно) за боевые отличия возможно только при наличии наградных листов, оформленных в годы войны, но не реализованных по каким-либо причинам.
Данный вопрос будет проработан по архивным документам, о результатах проверки и принятом решении вы будете проинформированы Министерством обороны Российской Федерации».
В наградном листе на имя Григория Булатова, подписанном командиром 674-го стрелкового полка полковником Плеходановым, говорилось, что Булатов достоин звания Героя Советского Союза за ряд конкретных подвигов, в том числе — и за водружение знамени над Рейхстагом.
«Новая» заручилась документом — ответом начальника Института военной истории Минобороны России двоюродному брату Булатова. Согласно этому ответу, орден был вручен Григорию «за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество».
Заместитель министра обороны РФ Николай Панков в своем официальном письме «Новой газете» пояснил сложившуюся ситуацию:
«В соответствии с решением президента РФ от 13 сентября 2012 года №Пр-2469 представление фронтовиков к награждению государственными наградами за подвиги в годы Великой Отечественной войны, как исключение, возможны лишь на основании нереализованных наградных материалов.
В результате дополнительного изучения документов Центрального архива Минобороны России установлено, что за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Берлина, а также водружение Красного знамени над Рейхстагом <…> красноармеец Булатов Г.П. был представлен командиром полка к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако командующий 3-й ударной армией изменил вид награды на орден Красного Знамени. Причины такого решения в документах архива не отражены.
Таким образом, представление к присвоению звания Героя Советского Союза Булатова Г.П. за отличия, о которых сообщается в обращениях, было реализовано.
К сожалению, у Минобороны нет правовых оснований пересматривать решения военного командования».
Никто не отрицает геройский подвиг Булатова, но наградить его той наградой, к которой он был представлен командованием, уже невозможно: такова буква закона. Мы, однако, не оставляем надежды восстановить историческую справедливость и обращаемся к министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу.
Булатов — герой. Он был первым, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Его подвиг неоспорим. Мы боремся за то, чтобы его имя осталось в истории. В нашей истории. В нашей памяти. Уважаемый Сергей Кужугетович! Просим Вас найти способ увековечить память Григория Булатова. Уверены, что прорыв в Рейхстаг под шквальным огнем нацистов этого достоин.