В начале доклада Минфин повторяет выводы о неудовлетворительном состоянии бюджетного сектора: количество бюджетников в России названо избыточным, производительность их труда — низкой. При этом в июльской версии ведомство конкретизировало свои прежние заявления о том, что для исправления ситуации бюджетный сектор надо вывести на рынок, заставив работать в режиме конкуренции. По замыслу ведомства это сократит численность бюджетников и повысит качество их работы. Для создания конкурентной среды предлагается принять закон, который позволил бы привлекать к исполнению госзаказа на оказание госуслуг негосударственные организации. Потребителям Минфин предлагает раздавать так называемые сертификаты на госуслуги — с тем, чтобы они могли выбирать, в какой организации получать гарантированный государством набор. Право на выбор — самый эффективный способ поднять качество лечения и образования, уверен Минфин.
Чтобы бюджетный сектор почувствовал себя на рынке увереннее, предлагается преобразовать автономные учреждения и часть бюджетных учреждений в государственные автономные некоммерческие организации. Они будут работать только на конкурентной основе, соперничая за потребителя с частным сектором. Смена статуса призвана сделать эти структуры менее зависимыми от чиновников, освободить от излишнего контроля их финансово-хозяйственной деятельности — и, что немаловажно для Минфина, позволит бюджету сэкономить.
Прозвучавшая в апреле скандальная тема с передачей РАН и МГУ под опеку министерств сохранилась, однако названий конкретных федеральных учреждений в тексте сейчас нет. Тем не менее по-прежнему предлагается "рассмотреть возможность передачи бюджетных учреждений в ведение ведомства (учредителя) с учетом профиля учредителя". Так, в сфере образования предлагается перевести все вузы (кроме военных) в ведение Минобрнауки. Сейчас за ним "закреплены" 277 (58%) из 476 гражданских федеральных вузов, остальные 199 находятся в ведении 20 других ведомств. Сохранил Минфин в докладе и другие апрельские предложения по части образования: создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ; работа учителей-предметников по графику в нескольких школах.
По части еще широко не звучавших идей из сферы здравоохранения предложено отделить граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показателям в рамках базовой программы медстраха от "оздоравливающихся" сверх этого минимума. Последним предложено оплачивать пребывание в санаториях из своего кармана. Также предлагается снизить уровень госпитализации и сократить длительность пребывания в стационаре, внедрить информационные технологии телемедицины для сокращения "бумажной" работы врачей. Наконец, по части культуры инициируется инвентаризация сети учреждений, передача отдельных из них с федерального уровня на региональный и мораторий на обратное "передвижение" (от субъектов — центру).
Масштабность вынашиваемых Минфином реформ предопределит сложность их проведения. Сейчас в исполнение указания Белого дома проект доклада направлен на согласование в федеральные госучреждения (МГУ, СПбГУ, ВШЭ, Финуниверситет, РАНХиГС, ИЗиСП и аналитический центр при правительстве РФ). Поскольку новации затрагивают интересы большинства ведомств и особо статусных учреждений, дискуссия обещает быть бурной.
Как стало известно "Ъ", Минфин отправил в Белый дом готовившийся с начала года доклад об оптимизации бюджетной сети, но получил его обратно с требованием согласовать реформы с крупнейшими госучреждениями. В доработанном докладе Минфин сохранил вызвавшую споры норму о передаче всех учреждений (включая обладающие особым статусом вроде МГУ и РАН) в ведение профильных ведомств, дополнив его механизмами выведения бюджетников на рынок. Для создания конкуренции в сфере госуслуг правом их оказания предложено наделить и частные компании. Потребителям Минфин предлагает раздавать сертификаты на образование и лечение, чтобы они могли выбирать, где получать гарантированный государством минимум.
Минфин продолжает готовить масштабную реформу бюджетной сети. О начале этой работы "Ъ" писал 23 и 28 апреля. Тогда главной новостью стало предложение финансистов лишить Российскую академию наук, Эрмитаж, Большой театр, МГУ, СПбГУ полученного ими в 90-е годы особого статуса, передав функции их учредителя от правительства профильным министерствам. После трех месяцев доработки проект доклада премьер-министру Дмитрию Медведеву "Об оптимизации сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений" (копия есть у "Ъ") в июле был представлен Белому дому в качестве готового к рассмотрению. Однако аппарат правительства возвратил его Минфину с требованием согласовать с другими министерствами и крупнейшими госучреждениями.