Пассажиров поездов дальнего следования хотят высаживать не на основных вокзалах Москвы, а раньше
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Основные вокзалы Москвы — Ярославский, Ленинградский, Казанский, Киевский и Курский — могут перестать принимать поезда дальнего следования. Москомархитектура разработала перспективную модель развития пассажирских железнодорожных перевозок в Москве и Московской области. В том числе она подразумевает, что такие поезда будут останавливаться в Москве, но в других местах. Изменения нужны главным образом, чтобы разгрузить Кольцевую линию метро, которая, по оценке Москомархитектуры, через некоторое время может оказаться перегруженной в два раза.
Как рассказал «Известиям» начальник управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев, сейчас ведутся переговоры с РЖД по поводу «перспективной модели развития пассажирских железнодорожных перевозок в Москве и Московской области».
— Окончательное решение по этому вопросу пока не принято, но думаю, что в начале осени мы уже сможем пойти к мэру на ГЗК (градостроительно-земельной комиссии Москвы. — «Известия») с вопросом о разработке отраслевой схемы, — пояснил Васильев. — Примерное название — «Реорганизация пассажирских железнодорожных перевозок в черте города Москвы». Один из разделов будет посвящен переносу вокзалов.
Предполагается, что поезда дальнего следования, которые сейчас прибывают на Казанский вокзал, будут высаживать пассажиров на станции Карачарово (Юго-Восточный округ Москвы). Поезда, которые прибывают на Курский вокзал, будут останавливаться на станции Царицыно (Южный округ Москвы). Поезда, прибывающие на Ленинградский вокзал, будут следовать до станции Ржевская (Центральный округ). И, наконец, поезда, которые идут до Киевского вокзала, привезут пассажиров на реконструируемый Белорусский вокзал. «Перенос» Ярославского вокзала также обсуждается, специалисты ищут подходящую станцию.
О «необходимости срочной организации перераспределения и перевода пассажиропотоков с Ярославского, Ленинградского и Казанского вокзалов» говорилось еще в январе 2015 года на заседании рабочей группы по железнодорожному транспорту столицы Дирекции Московского транспортного узла. Как сказано в протоколе (есть в распоряжении «Известий»), необходимость возникла в том числе в связи с существующей перегруженностью станций метрополитена «Комсомольская» (радиальная) и «Комсомольская» (кольцевая), а также с запланированным закрытием вестибюля станции метрополитена «Комсомольская» (кольцевая) для ремонта эскалаторов через 3 года, в 2018-м.
«В настоящее время центральная часть метрополитена перегружена в 1,5 раза, и ожидается перегрузка в два раза с учетом роста населения, — приводится в протоколе оценка Москомархитектуры. — В перспективе станции Кольцевой линии не способны обеспечить пересадку пассажиров».
Москомархитектура настаивает на том, что необходимо принимать «административные, в том числе непопулярные, решения по организации перевозок пассажиров в целях снижения нагрузки на центральную часть метрополитена».
Вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков отметил, что предложение перенести поезда дальнего следования на другие вокзалы должно быть сначала утверждено на уровне Москвы.
— Есть программа развития Московского транспортного узла, которая утверждается правительством РФ. Насколько я знаю, перенос вокзалов там не предусмотрен. Сначала предложения должны утвердить в Москве и только потом выносить на обсуждение на самый высокий уровень, — говорит он. — Но возможности перенести поезда нет — это как предложить перенести центральные станции метро на окраины, потому что они перегружены, или вообще закрыть улицы в центре города, чтобы там не было пробок.
Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что с переносом поездов на отдаленные станции ухудшится городская логистика.
— Сейчас большинство вокзалов расположены на кольцевой ветке метро, что очень удобно для пассажиров: они могут быстро делать пересадки, — говорит он. — Кроме того, если перенести вокзалы дальнего следования, пострадает конкурентоспособность железнодорожного транспорта. А пассажиропоток на поездах дальнего следования снижается, поэтому его нужно удерживать, а не ухудшать условия для пассажиров.
По мнению Савчука, целесообразно рассмотреть различные варианты разгрузки вокзалов — в том числе перенос конечных станций части пригородных электричек.
— Нагрузка в пригородном сообщении больше влияет на загруженность вокзалов. При этом основной пик во всех видах сообщения приходится на утро и вечер. Сейчас РЖД старается смещать приход поездов дальнего следования на раннее утро — 4–5 часов. Возможно, стоит как раз часть электричек пускать не до конечных вокзалов, а сделать маршрут до Царицыно и других станций. Тем более что перенос электричек не потребует таких больших инвестиций для обустройства этих станций — для пассажиров пригородного сообщения, например, не нужен масштабный сервис на вокзале, — рассказал Савчук.
Старший научный сотрудник Института транспорта ВШЭ Павел Зюзин отметил, что вопрос переноса станет более актуальным, когда в Москве появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.
— Московский транспортный узел в ближайшее время готовится обслуживать высокоскоростное железнодорожное сообщение. И для приема этих поездов требуется в центре города высвободить определенные мощности. Скорее всего, эти поезда будут прибывать на Курский вокзал, поэтому возникает вопрос переноса поездов дальнего следования на другие вокзалы, — сказал он.