Не вечный огонь?

[Обзор прессы]

В Вологодской области постоянно работают только 4 Вечных огня из 19.

В конце прошлого лета на этот факт обратили внимание в Общероссийском народном фронте (ОНФ). За полгода, несмотря на приближение 70-летнего юбилея Победы, ситуация не изменилась.

«В Вологде, Череповце, Бабаеве и Чагоде Вечные огни действуют постоянно, — рассказал «Премьеру» Эдуард Ярославов, заместитель генерального директора — главный инженер «Вологдаоблгаза». — Они принадлежат органам местного самоуправления, а мы их обслуживаем по договорам технической эксплуатации. У нас на балансе Вечных огней нет».

«15 Вечных огней в Вологодской области 9 мая будут работать от баллонного газа, но они готовы к работе уже сейчас», — отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Валерий Калясин.

В первых рядах

Главные Вечные огни Славы Вологодчины — в Вологде и Череповце — были открыты в один день, 9 мая 1975 года. «Премьер» уже рассказывал о том, как был создан мемориал в Вологде. Произошло это с подачи председателя облисполкома Виктора Грибанова.

Проблемой было то, что Вечный огонь можно было установить только в городе, в котором проходили боевые действия. «Но ведь Вологда всю войну, по сути, была прифронтовым городом: вологжане принимали самое активное участие в войне, храбро сражались на всех фронтах и особенно выдающуюся роль сыграли в обороне Ленинграда. Поэтому у нас было моральное право на такую память», — считал Виктор Грибанов.

«И за три зимних месяца без всяких разрешений на средства области был сооружен этот монумент, материал на который предоставила Карелия», — писала наша газета в материале «Огонь памяти» в номере от 7 июня 2011 года.

Сейчас оба мемориала являются объектами культурного наследия регионального значения. Вологодский был поставлен на госохрану в 1985 году, а череповецкий — в 1987-м. Оба обслуживает «Вологдаоблгаз». «Все Вечные огни находятся в ведении органов местного самоуправления, — рассказал «Премьеру» Эдуард Ярославов. — Мы их обслуживаем по договорам технической эксплуатации».

Раз в год специалисты проверяют техническое состояние Вечных огней. «Технически Вечный огонь — это обычная газовая горелка, только большая, — объяснил Ярославов. — Мы проверяем техническое состояние газопровода, арматуры, горелочного устройства и т.п. По мере необходимости такое обслуживание может проводиться и чаще».

Без огня

Остальные 15 мемориалов обслуживаются иначе. Раз в год, на майские праздники, к ним подсоединяют баллоны со сжиженным газом. В остальное время года они не работают. «Обычно местные администрации покупают баллоны, а специалисты подключают их к горелкам, — отметил Ярославов. — Мы обслуживаем Вечные огни в Шексне и Сазонове. В остальных райцентрах этим занимаются другие организации».

Главная проблема для сельских муниципалитетов — это хроническая нехватка денег. Чтобы Вечный огонь действительно был вечным, к нему нужно строить газопровод, а это немалые деньги. К тому же отнюдь не все районы Вологодчины газифицированы.

В Шексне Вечный огонь находится в ведении администрации посёлка. «Стоимость газа растёт каждый год, а в бюджете и без того денег едва хватает на самое необходимое», — говорит глава администрации Татьяна Токарева.

Кроме того, постоянно действующий огонь может создать дополнительные трудности для властей. «В Шексне мемориал находится на окраине посёлка, на берегу реки Углы, — объясняет Токарева. — Кто-то должен следить за ним, охранять». По всей видимости, она имеет в виду, что его кто-то может потушить из хулиганских побуждений.

Стоимость строительства такого мемориала может быть действительно неподъёмной для небольших муниципалитетов. К примеру, в одном из районов Петербурга, согласно порталу госзакупок, к 9 Мая строят Вечный огонь за 2,2 млн руб. В 2 млн выльется открытие Вечного огня в Вязьме, что в Смоленской области.

Стоимость газа сравнима со строительными затратами. В апреле мурманская горадминистрация заключила годовой контракт на его поставку на сумму 2,3 млн руб.

Не положено?

В единственном месте Вологодчины, где шли бои, — в районе села Ошта Вытегорского района, — Вечного огня нет. В самом селе есть братская могила и воинский мемориал. «На плитах мемориального комплекса в Оште выбито более тысячи фамилий защитников Оштинского рубежа, но захоронены там останки примерно 700 человек, — рассказывает вытегорский краевед Игорь Зубов. — Это не окончательная цифра, работа по сбору информации продолжается. Общие потери составили несколько тысяч человек, но среди них были и погибшие, и раненые». По словам исследователя, имена многих погибших были утеряны в 1960-е годы во время массовых перезахоронений, и сейчас практически невозможно их установить.

Долгое время в местах боёв не было никаких серьёзных памятников. В 1960-х годах в Ошту начали переносить останки солдат, найденных в окрестных лесах. Лишь в 1969 году на перекрёстке дорог на Петербург, Вологду и Вытегру в 1,5 км от села был открыт обелиск «Здесь был остановлен враг». В самом селе мемориал открыли и того позднее — в 1985 году. Сейчас заканчивается его реконструкция.

В прошлом году вологодские и вытегорские поисковики захоронили в братской могиле в Оште останки ещё 10 человек. «Лишь у одного из них удалось установить имя, — сетует Игорь Зубов. — В 2009 году мы захоронили останки четверых бойцов, все — безымянные. В 2004-м делали санитарное перезахоронение безымянных останков 50 человек в деревне Кукова, был установлен обелиск и мемориальная плита. В этом месте находился фильтрационный пункт для раненых с передовой».

Сейчас в Оште идёт создание музея под открытым небом: местные активисты реконструируют участок линии обороны. «В прошлом году мы выиграли грант и в этом году планируем открыть первые объекты — финский и советский блиндажи», — говорит Игорь Зубов.

А вот создание Вечных огней в Вытегре и Оште пока не планируется — слишком дорогое это удовольствие.

Из досье «Премьера»

Первый в СССР Вечный огонь был зажжён в пос. Первомайский Щёкинского района Тульской области 6 мая 1955 г. в память о павших в Великой Отечественной войне. Однако действительно Вечным его назвать нельзя, так как его горение регулярно прекращалось. Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшим свое горение) огнем стал огонь на Марсовом поле в Ленинграде (6 ноября 1957 г.). В Москве в настоящее время горят три Вечных огня: на Преображенском кладбище (с 1961 г.), на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (с 1967 г.) и на Поклонной горе (с 2010 г.). Всего в России порядка 3600 мемориалов с Вечным огнем, но 77% этих Вечных огней зажигают только по праздникам.

Кстати

С 1 по 12 мая усилена охрана воинских мемориалов. Всего таких объектов около 350 — в их числе воинские захоронения, обелиски, памятники и Вечные огни. Задействованы сотрудники органов внутренних дел, охранных предприятий, организаций казаков и органов местной власти. Используются и технические средства — к примеру, видеонаблюдение, сообщает пресс-служба УМВД по Вологодской области.

Источник:
Газета Премьер