В Минстрое определились, что делать с драгметаллами, драгкамнями и ценными артефактами из заброшенных захоронений ожидающих кремации.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Федеральное министерство строительства и ЖКХ предлагает направлять в государственную собственность обнаруженные драгоценности в ходе планируемой массовой кремации останков из заброшенных могил. Ранее в ведомстве был подготовлен вариант проекта ФЗ «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (есть у «Известий»), согласно которому министерство предлагает кремировать останки из заброшенных могил. Как ранее сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, на сегодня ведомство приблизительно оценивает площадь заброшенных захоронений в 18–25 тыс. га.
Эксперты в области похоронного дела говорят, что в предполагаемом объеме заброшенных захоронений могут быть десятки миллионов могил. При этом специалисты даже приблизительно не берутся оценить возможное количество драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, других ценностей, которые находятся в данных захоронениях. Представители же РПЦ утверждают, что в православных традициях как минимум принято хоронить покойника с нательным крестом. В самом Минстрое РФ заметили, что сегодня не представляется возможным провести оценку возможных выявленных ценностей ввиду отсутствия статистических данных.
— Разработанный Минстроем России законопроект «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет брошенное место захоронения как место захоронения, в отношении которого отсутствует информация о захороненном(ых) в нем лице(ах), находящееся в течение длительного времени в ненадлежащем состоянии, имеющее признаки разрушения намогильных сооружений (надгробий), признанное таковым в установленном порядке. Соответственно, обнаруженные при перезахоронении культурные ценности, ввиду отсутствия данных о захороненном, а также о лицах, ответственных за захоронение, поступают в государственную собственность в соответствии с гражданским законодательством, — рассказали в пресс-службе Минстроя РФ.
Статус заброшенных могилы будут получать по решению суда, после заключения специальной региональной комиссии, в которую войдут уполномоченный орган в сфере похоронного дела, представители прокуратуры и санэпидемнадзора. Освобождаемые площади заброшенных могил министерским законопроектом предлагается использовать для новых погребений.
Председатель Профсоюза работников ритуальных услуг Антон Авдеев рассказал «Известиям», что стандартная площадь могилы составляет 2,5 кв. м. На самих кладбищах площадь захоронения обычно составляет 70% от территории. Даже за вычетом аллей, дорожек и прочих кладбищенских строений на 25 тыс. га заброшенных захоронений может приходиться несколько десятков миллионов могил.
Протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что в традициях Русской православной церкви на покойном, не считая других украшений, обязательно оставляют нательный крест.
— Как правило, покойному вкладывается икона в руки, а кроме того, в могилу вкладывается и молитва разрешительная. Обязательно на шее умершего должен быть нательный крест. Что касается ценности самой иконы, то могло быть по-разному, но обычным людям вкладывались иконы попроще, а дорогие иконы как драгоценности оставляли в доме, — рассказал священник.
Археолог и член Института археологии РАН Владимир Коваль рассказал «Известиями», какими находками могут сопровождаться мероприятия по массовому подъему останков из брошенных захоронений для кремации.
— Как археолог я не занимаюсь захоронениями, которым меньше ста лет. В моей практике и практике моих коллег были случаи драгоценных находок. Находили награды, ордена, которые в прежние времена делались из драгметаллов и камней. В местах погребения священнослужителей находили старинные иконы, книги, хотя это сохраняется довольно плохо. Безусловно, находили обручальные кольца, золотые коронки, кресты — золотые и даже бриллиантовые, — сказал археолог.
При этом Коваль отметил, что бывают кладбища элитные и для простых людей и концентрация драгоценностей в захоронениях соответствует статусу покойников.
— Учитывая то, что общая площадь 25 тыс. га вмещает в себя и региональные захоронения, здесь надо проводить более детальные исследования и подходить дифференцировано к каждому участку, опираясь на его историю, — резюмировал Коваль.
Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Павел Уланов рассказал «Известиям», что инициатива о кремации останков из заброшенных захоронений вызвала определенную критику у представителей отрасли.
— Эта инициатива министерства получила достаточно широкий резонанс среди работников отрасли. Многие, в том числе и я, не разделяют того мнения, что останки необходимо изымать. Поскольку по действующему законодательству у наших граждан есть право на волеизъявление, а многие захоронения производились по идейным соображениям. И вместе с тем нам ничто не мешает производить повторные захоронения, не изымая останков, — рассказал Уланов. — Поэтому мы документально оформим свои соображения по этой и другим нормам законопроекта и представим их на посвященном этому вопросу заседании экспертного совета при Минстрое.