Разбирательство по банкротству «Стройнефтегаза», возможно, осложняется тем, что предприятие построило газопроводы на дачи высокопоставленных силовиков.
В дачном посёлке Перьево находится дача руководителя следственного управления СК РФ по Вологодской области Эдуарда Зайнака, а в Ватланове — дом самого Николая Шачина.
При этом, сообщают в бывшем руководстве «Доргазстроя», посёлок Перьево полностью и не газифицирован — трубы подведены лишь к малой части домов, включая дом Зайнака. «В негазифицированной части посёлка находятся предприятия, бюджетные учреждения и многоэтажные дома, а в газифицированной части — только частные дома и дачные домики», — говорит конкурсный управляющий «Доргазстроя» Анастасия Аверина.
В деревне Ватланово, по переписи 2002 года, население составляло 76 человек, и она попала в программу газификации, в то время как не подключены к газу такие райцентры как Харовск, Сямжа, Верховажье — в каждом из них живёт несколько тысяч человек. Кроме того, уже перед самым банкротством «Стройнефтегаз» строил ещё один газопровод — в деревню Марково, где, в свою очередь, находится дом начальника областного УМВД Виталия Федотова.
Теперь же правоохранительные органы и суд не хотят разбираться по существу, потому что в дело будут втянуты начальники полиции и следственного комитета, уверены в «Доргазстрое», который пострадал от банкротства «Стройнефтегаза». «Всё спускается сюда — благодаря господам Зайнаку и Федотову»? — уверен бывший директор «Доргазстроя» Владимир Пантюшин, — но «Стройнефтегаз» очень много выполнял работ. Я всё знаю и на всех объектах был. Я не остановлюсь».
Впрочем, полиция аргументам Пантюшина и Авериной ожидаемо не верит. «Отсутствуют факты и документы, подтверждающие строительство газопроводов на дачах высокопоставленных лиц правоохранительных органов силами работников ООО «Стройнефтегаз» и ООО «Доргазстрой». Строительство газопроводов осуществляется не по просьбе отдельных лиц, а на основании заключённых контрактов заказчиками строительства. Данных у ООО «Стройнефтегаз», подтверждающих строительство газопровода для указанных лиц, не имеется», — говорится в официальном отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенном в январе этого года.
В прошлом номере «Премьер» рассказывал о судьбе компании «Доргазстрой» — она была ближайшим партнёром «Стройнефтегаза», принадлежавшего погибшему в прошлом году бизнесмену Николаю Шачину. «Стройнефтегаз» остался должен своим компаньонам значительные денежные суммы да ещё, по сути, и крал деньги у «Доргазстроя».
Теперь конкурсный управляющий «Стройнефтегаза» не признаёт часть долга перед «Доргазстроем», утверждая, что вторая компания не работала на ряде объектов. Это можно было бы счесть обычным судебным спором, но ситуация обостряется одним важным обстоятельством — это газопроводы к дачам самых высокопоставленных силовиков Вологодской области.
Речь идёт о программе газификации за счет так называемой «спецнадбавки». Как сообщает газета «Moscow Post», в 2012 году «Стройнефтегаз» заключил с питерским ООО «Северная компания» договор о строительстве двух газопроводов по этой программе: в посёлок Перьево и деревню Ватланово (оба населённых пункта находятся в Вологодском районе). Это же подтверждает Анастасия Аверина.
Однако дальше начинаются расхождения. По словам бывшего директора «Доргазстроя» Владимира Пантюшина, его компания в 2012 году участвовала в строительстве газопроводов, предоставляла в аренду спецтехнику и специалистов, а, стало быть, «Стройнефтегаз» должен рассчитаться за эти работы.
«В соответствии с приложениями к договору между ООО «Северная компания» и ООО «Стройнефтегаз» строительство распределительных газопроводов деревни Ватланово должно было начаться в июле 2012 года и завершиться в декабре 2012 года, газопровода посёлка Перьево должно было начаться в августе 2012 года и завершиться в ноябре 2012-го», — сообщается в письме Анастасии Авериной в прокуратуру. Об этом же говорят работники «Доргазстроя», включая официального представителя трудового коллектива Николая Щекина — по их словам, объекты были почти полностью построены к началу 2013 года. В распоряжении «Премьера» есть копия письма работников бывшему директору и конкурсному управляющему с требованием денег за эту работу.
Однако, по другим данным, работы проводились с 2013 года, когда Шачин и Пантюшин уже не сотрудничали. Так, на сайте «Северной компании» указано, что проектирование и строительство газопроводов началось только летом 2013 года.
По официальной версии, строительство газопроводов осуществлялось компанией «Стройтехпрогресс» на основании договора субподряда, заключённого со «Стройнефтегазом» в декабре 2012 года. По словам конкурсного управляющего «Стройнефтегаза» Людмилы Тчанниковой, строительно-монтажные работы на газопроводах велись и в 2014 году, и даже не закончены по сей день
Директором и одним из учредителей ООО «Стройтехпрогресс» является Алексей Шачин — сын Николая Шачина. Кроме этого, как рассказывает Анастасия Аверина, компания была зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц на один день раньше, чем заключила договор субподряда. «За такой короткий срок «Стройтехпрогресс» не мог вступить в саморегулируемую организацию и получить необходимые разрешения, а также приобрести все необходимые для выполнения работ технику и оборудование, получить разрешения на их эксплуатацию и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что «Стройтехпрогресс» создавался Шачиным именно с целью заключения договора субподряда и дальнейшего вывода денежных средств из конкурсной массы «Стройнефтегаза», — утверждает Анастасия Витальевна.
Стоит добавить, что проектировкой газопроводов занималась компания «Облстройпроект» — её учредителями являются Владимир Старцев (20%) и сын вице-губернатора Рябишина Дмитрий (80%). Старцев в настоящее время арестован и находится в «Матросской тишине». По словам Владимира Пантюшина, именно Виктор Рябишин и согласовывал список объектов, которые предстояло газифицировать по программе спецнадбавки — об этом же, хотя и без официальных подтверждений, сообщает «Moscow Post».
Дальнейшие перспективы дела неясны, но очевидно, что это далеко не последний скандальный «хвост», посмертно оставленный Николаем Шачиным, а последствия его запутанной коммерческой деятельности будут всплывать ещё многие годы.