Когда-нибудь это должно было произойти. Ощущение неизбежности давно тяготило. Не хватало лишь смельчака, отважившегося сделать это первым и устроить расправу над книгами. По исторической традиции ожидалось сожжение. Не исключалась и перспектива свалки. В любом случае было ясно, что вот-вот начнется закрытие библиотек с уничтожением фондов, без передачи в другие книгохранилища.
Симптоматично, что самым смелым в стране стал АвтоВАЗ. Распоряжение о закрытии библиотеки с фондом хранения в 600 000 единиц прозвучало, на всякий случай, тихим шепотом без оформления на бумаге. Кроме Центральной библиотеки АвтоВАЗа погибли еще две: при НТЦ и при корпоративном университете.
Зная о карательной акции, за фонды вступилась Центральная городская библиотека Тольятти, умолявшая отдать книги им. Руководству завода было направлено официальное письмо с предложением о передаче всех единиц хранения. Но городскую библиотеку ответом не удостоили.
Также спасением фондов были готовы заняться сотрудники уничтоженного библиотечного подразделения завода. Они начали откладывать наиболее ценные книги, чтобы после официального разрешения администрации, спрятать их дома. Но библиотекарей уволили прежде. А книги вывезли на свалку и по разным данным… сожгли.
На официальный запрос из пресс-службы завода ответ последовал: «В связи с изменением организационной структуры ОАО «АвтоВАЗ», а также возможностью для сотрудников завода при производственной необходимости доступа к информационным ресурсам в сети интернет, в компании было принято решение о закрытии данных библиотек».
Что интересного мы потеряли?
Создали Центральную библиотеку АвтоВАЗа, когда завода не было и его лишь достраивали, в 1969 году. Распоряжение подписал сам Виктор Поляков, первый директор. Кроме патентной литературы, справочников, учебников, в фондах содержалась технологическая документация производства, авторские изобретения, ставшие историческими книги по автомобилестроению и машиностроению, книги по экономике предприятия, периодика всех прожитых заводом десятилетий. И был специальный отдел с отчетами о командировках наших инженеров, где содержались не только рассказы о загранице, но и предложения по модернизации и перевооружению предприятия на основе увиденного за рубежом и переосмысленного уже здесь.
Расправа над книгами обескураживает, даже когда к этому готов. Почему-то до последнего хочется верить, что вокруг не варвары, что в XXI так не бывает и любые книги передаются на хранение, даже если они специфические и нужны не всем.
Но на свалку… с последующим сожжением… по устному распоряжению иностранцев, временно получивших контракт на работу в чужой стране, руками наших, рожденных там, где к книге особое отношение… Давно у нас подобного не происходило.
Так выглядит современный вандализм.