Тема строительства целлюлозного завода, которую якобы неожиданно две недели назад подняли в правительстве Вологодской области, получила мощное продолжение. Всё говорит о том, что строить комбинат будут в Череповецком районе около поселка Суда на месте лагеря «Орленок» и базы отдыха «Рощино». Алексей Мордашов выступил с предложением создать группу по экологическому контролю. А возглавил ее депутат Заксобрания, бывший мэр Череповца Михаил Ставровский. Неужели после этого у кого-то еще остались сомнения в том, что целлюлозный завод будет в Суде?
Где вы, общественники?
Официально сообщается, что цель общественной группы - собрать взвешенные мнения сторонников и противников строительства в Череповецком районе нового целлюлозного завода.
В том, что этот проект важен для экономики Вологодской области, сомнений практически нет. По мысли Алексея Мордашова, общественная группа должна определить степень экологической безопасности комбината и проконтролировать требования экологического законодательства на этапе проектирования и строительства.
«Мы готовы разговаривать конструктивно. Хотите следить за тем, чтобы производство было экологически чистым? Пожалуйста, мы только «за». Дополнительный контроль еще никогда не мешал. Группа общественных активистов может задавать любые вопросы, и мы будем вместе искать на них ответы», – цитирует владельца «Северстали» и компании «Свеза» пресс-служба правительства Вологодской области.
Официально заявляется, что все желающие войти в состав общественной группы могут сообщить об этом по телефону в Череповце - 53-17-58.
«Мы готовы объединить все заинтересованные стороны, привлечь экологов к работе над оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС), над которой работает компания «Свеза». На первом же заседании общественной группы мы определим план работы, и уверен, что сможем получить от представителей компании ответы на любые наши вопросы», – это уже слова Михаила Ставровского.
Михаил Сергеевич председатель комитета по экологии Заксборания. И одновременно он председатель совета учредителей ХК «Северсталь». Может ли быть в данном случае бывший мэр Череповца полностью беспристрастным и объективным?
Очень интересно – попадут ли в группу общественных активистов наиболее заметные противники целлюлозного комбината? А ведь их очень много. Как минимум 14000 человек в Череповце и окрестностях. Посмотрим, получится ли наладить с ними диалог.
Пока же противники ЦБК отказались идти на Канал-12 на круглый стол, куда их пригласил шеф-редактор телестанции Евгений Мокиевский. По их мнению, Евгений Васильевич – заинтересованная сторона, так как находится на службе у Алексея Мордашова (Канал-12, как и все ООО «Медиа Центра» опосредованно находятся под полным контролем «Северстали»).
В последний момент противники ЦБК все же согласились на круглый стол, но только с условием, если он пройдет в прямом эфире.
Вещает «Северсталь»
Городская газета «Речь» пишет, что Алексей Мордашов на недавней встрече с народом «уточнил, что окончательное решение пока не принято, но возможность строительства завода в Череповецком районе рассматривается».
Удивительно, что сразу вслед за этим капиталист заявил о создании группы общественного контроля. Зачем? Не для забавы же. Столь серьезный человек, предприниматель мирового уровня вряд ли стал бы делать такие заявления просто так.
«Алексей Мордашов еще раз напомнил, что в регионе остается невостребованной более половины расчетной лесосеки, которую можно использовать без ущерба для природы. Целлюлозный завод также позволяет перерабатывать низкосортную древесину (отходы, которые часто остаются в лесу), улучшая экологичность и рациональность лесозаготовок. К тому же у нас есть транспортная инфраструктура, позволяющая доставлять целлюлозу по России и за рубеж», - пишет издание.
А в телематериале на Канале-12 утверждается, что Алексей Мордашов уже намекал: мол, будете противиться, построю комбинат в другой области, и не будет вам налоговых отчислений. Но о налогах мы поговорим чуть ниже.
Среди важных факторов строительства указывается наличие крупного водоема – Рыбинского водохранилища. Здесь можно выразить осторожные сомнения в том, что Рыбинское море нестабильно в плане уровня воды. Оно переживает 11-летние циклы подъема и ухода. В этом году, например, на Шексне обнажилась суша, чего раньше не бывало. А древний город Молога, затопленный при создании, даже частично показался из-под воды. Можно ли строить крупное производство, требующее большого количества воды, на столь нестабильном ее источнике?
Однако СМИ сообщают, что природоохранные технологии не останутся на бумаге.
«Поймите, мы меньше всего заинтересованы в том, чтобы новый завод загрязнял окружающую среду. Мы собираемся вложить в этот проект огромные средства, и нам точно не нужно, чтобы предприятие закрыли из-за экологических проблем. Протестовать против строительства завода из принципа, только потому, что какой-то ЦБК загрязняет Байкал, - это странно, это не аргумент», - заявил Мордашов.
Дело тут вот, в чем. Люди не обладают достаточной информацией, поэтому и возмущены. Даже если общественная группа все-таки заработает, это произойдет чуть ли не через год после первоначального объявления о желании построить производство целлюлозы.
Деньги, деньги, деньги
«Металлургия и химия сегодня не настолько прибыльны, как 5 - 10 лет назад, что прямым образом сказывается на отчислении налогов. Региону нужна диверсификация экономики - новые предприятия с перспективным будущим. Лесопереработка может стать «третьей ногой» экономики. Тем более в сегодняшней ситуации, когда доходность областного бюджета очень низкая при высоком государственном долге», - цитирует «Речь» Алексея Мордашова.
С его слов, этот комбинат может приносить области несколько миллиардов рублей ежегодно. Нам кажется, что это лукавство. Больших денег от «Северстали» область уже давно не видит. Откуда возьмутся налоги от нового предприятия? Тем паче оно может появиться в особой экономической зоне. Наверняка, для ее резидентов предусмотрены налоговые льготы. То есть налогов от целлюлозного комбината мы совершенно официально не увидим долгое время.
Вот еще одно высказывание владельца Вологодской области:
«Воздух он загрязнять не должен. Он вообще не должен быть грязным. Поэтому их в Скандинавии и терпят, где отношение к этому не менее чувствительное, чем у нас. Он, по идее, рыбу разводит. Потому что он выбрасывает дерево, которое является началом пищевой цепи для рыбы. Нам нужно развивать экономику региона! Рассчитывать, что мы одной металлургией и химией прокормимся на том уровне, на который мы рассчитываем – наивно. Какие есть у нас возможности развития? Если мы рассчитываем на IT-технологии, то я что-то не замечаю таких проектов в нашем замечательном Череповце. Ни сегодня, ни в ближайшей и дальней перспективе. Как мы жить-то будем?!»
Это любопытные слова. Я бы не стал говорить, что слово «мы» тут уместно. Алексей Александрович, хоть и имеет возможную прописку в Череповце, по сути даже не российский житель. Его, конечно, интересует, как живут его подданные, но лишь в объеме определенного уровня их сытости, дающего возможность работать на его предприятиях.
Что будет
Вопросов по-прежнему много. Общественность пока успокаивают посулами. Что в реальности нас ждет, не знает никто.
В такой ситуации можно лишь призвать сограждан проявить выдержку, терпение и спокойствие. Не стоит суетиться.