Главная военная прокуратура подтвердила смерть псковских военнослужащих
Главная военная прокуратура (ГВП) признала, что 12 военнослужащих, похороненных в июле—сентябре 2014 года, погибли при исполнении служебных обязанностей. Это следует из ответа начальника третьего управления надзора ГВП Максима Топорикова на обращения депутата псковского областного собрания Льва Шлосберга («Яблоко») о судьбе военных, служивших в частях, дислоцированных на территории Псковской области.
В своих обращениях от 16 сентября и 17 октября на имя главного военного прокурора — заместителя генпрокурора Сергея Фридинского господин Шлосберг просил провести проверку по факту гибели военнослужащих. Большинство из них были похоронены в Пскове и в Псковской области. В письме на имя Льва Шлосберга (обнародовано в его блоге) от 28 октября начальник третьего управления надзора ГВП Максим Топориков сообщил, что обстоятельства смерти всех 12 военных установлены, фактически признав, что они погибли вне мест постоянной дислокации. Господин Топориков пишет, что эти обстоятельства проверяются в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом: специалисты проводят судебно-медицинские экспертизы. В ответе ГВП также сказано, что членам семей военнослужащих, «погибших при исполнении служебных обязанностей», оказывается социальная поддержка. ГВП сообщила, что ею установлен надзор за тем, как исполняется это требование закона.
Как десантники прошли лишних 20 километров
26 августа в Минобороны РФ признали, что данные Службы безопасности Украины о задержании российских военнослужащих 98-й Свирской дивизии в районе Донецкой области верны, в то же время заявив, что контрактники пересекли границу "неумышленно", неверно сориентировавшись на местности во время проведения локальных учений в Ростовской области
Лев Шлосберг назвал ответ ГВП «весьма содержательным». «Они подтвердили, что погибшие военнослужащие были при исполнении и что погибли они вне мест их постоянной дислокации»,— заявил он “Ъ”. Депутат считает важным и то, что ГВП проверяет обстоятельства гибели военных: по его мнению, это означает, что рассматривается вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовных дел по факту смерти военнослужащих. Он пообещал, что направит в ГВП запрос о результатах этих проверок «по каждому из 12 погибших персонально».
При этом в ответе ГВП прямо не говорится, что военнослужащие погибли на учениях. В тексте лишь указано, что перемещение войск из мест постоянной дислокации «осуществляется», а учения «проводятся» в соответствии с приказами и распоряжениями органов военного управления и воинских должностных лиц. «Информация об этих мероприятиях и происшедших событиях исходя из интересов РФ разглашению не подлежит»,— пишет Максим Топориков, ссылаясь на п. 1 ст. 4 закона «О государственной тайне». Лев Шлосберг обращает внимание на то, что в ответе не говорится о гибели военных на учениях, хотя учения в тексте упомянуты. «Территориальный аспект гибели военнослужащих выведен за рамки, что показательно. Если бы гибель военнослужащих произошла на учениях, ответ был бы в этой части более содержательным»,— считает он.
Как западные СМИ сообщили о перебросе российских БТР на Украину
О том, что колонна российской бронетехники пересекла российско-украинскую границу, 14 августа сообщили журналисты британских изданий. Корреспондент газеты The Guardian Шон Уокер написал в своем микроблоге в Twitter, что у него на глазах колонна примерно из 20 БТР и армейских грузовиков с российскими номерами приблизилась к российско-украинской границе, а затем пересекла ее в районе Донецка
Напомним, 25 августа на сайте газеты «Псковская губерния», директором которой является господин Шлосберг, были опубликованы фотографии могил двух военнослужащих 76-й Черниговской дивизии ВДВ Леонида Кичаткина и Александра Осипова, похороненных под Псковом. Вечером 29 августа Лев Шлосберг был избит неизвестными, возбуждено дело о причинении легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений (см. “Ъ” от 1 сентября). Сам депутат связал нападение со статьей о похоронах десантников, в которой газета предположила, что военнослужащие 76-й дивизии ВДВ могли погибнуть в ходе боевых действий на Украине. Уже 2 сентября «Псковская губерния» сообщила о гибели роты псковских десантников на Украине. В заметке были представлены якобы переданные действующими военнослужащими 76-й дивизии ВДВ расшифровки двух разговоров, которые «состоялись после выхода военнослужащих из зоны боевых действий».
В конце сентября Минобороны отвечало на запрос о погибших военнослужащих депутата Госдумы Дмитрий Гудкова. Как сообщал “Ъ” 29 сентября, замминистра обороны Николай Панков в письме депутату подчеркнул, что «слухи, касающиеся действий российских военнослужащих на Украине», распространяются в основном зарубежными СМИ, в то время как Россия «не является стороной конфликта» на Украине. Ранее случай, связанный с задержанием украинской стороной десяти российских военнослужащих 98-й Свирской дивизии в районе Донецкой области представителями подтверждало Минобороны РФ, ссылаясь на то, что контрактники пересекли границу «неумышленно» по время локальных учений в Ростовской области (см. "Ъ" от 27 августа). «Я писал министру обороны, а Шлосберг — в ГВП, видимо, две эти организации работают в разной стилистике»,— заявил “Ъ” Дмитрий Гудков.