В погоне за легитимностью. Почему «Единую Россию» не беспокоит низкая явка

[Обзор прессы]

В условиях зачищенного политического поля у кандидатов от власти нет оснований беспокоиться за итоговый результат, а невысокая явка сыграет им только на пользу. Скорее у Кремля возникнут вопросы к тем губернаторам, которые накрутили себе высокий процент и административными способами повысили явку, — федеральному центру не нужны связанные с выборами скандалы.

В воскресенье, 14 сентября, в регионах России пройдут многочисленные выборы, наиболее крупные из которых губернаторские: прямые выборы глав регионов назначены в 30 субъектах федерации.

По информации «Ленты.ру», федеральный центр не будет требовать от кандидатов власти любой ценой бороться за высокий процент, основным критерием оценки народных избранников — глав регионов — станет легитимность проведенных ими кампаний, то есть признание их большинством граждан.

По словам источника «Ленты.ру» в администрации президента (АП), если у кандидата рейтинг чуть более 50 процентов, но он объективен, «пусть он даже двумя голосами набрал большинство или одним голосом, но честно», то к такому губернатору вопросов не будет. А если рейтинг 80 процентов, но кампания сопровождалась скандалами, недоверием со стороны населения и высоким уровнем досрочного голосования, то такой подход вызовет порицание. «Лучше в итоге иметь процент ниже, но легитимность выше, — говорит собеседник. — Им [кандидатам-врио губернаторов] сейчас нужно думать не о высоком проценте, а о том, какой процент будет признан обществом».

В регионах, где в этом сентябре пройдут выборы, подавляющее число врио губернаторов представляют «Единую Россию». Исключения — Орловская область, возглавляемая назначенным президентом Владимиром Путиным коммунистом Вадимом Потомским, и Кировская область, где врио губернатора Никита Белых пошел на выборы как самовыдвиженец.

Досрочное голосование должно быть в пределах разумного, считают в АП. «Если в северных досрочка будет 15 процентов, то это нормально, а если в центральных превысит 20 процентов, то это уже плохо, потому что доверие к таким выборам снизится, — говорит высокопоставленный собеседник. — Доказывать, что ты сильный, нужно через открытость избирательной кампании».

Что касается прогнозируемой экспертами низкой явки на предстоящих выборах, то этим в АП, похоже, также не озабочены. «Накручивание явки приведет к перегибам, к административному давлению, и это хуже, чем явка низкая, — считает кремлевский чиновник. — Если политик избрался честно, но при низкой явке, то это будет легитимная кампания, соответствующая международным стандартам». Он ожидает, что средняя явка по России будет находиться на уровне 25 процентов.

Порог явки на выборы был отменен в России в 2006 году, когда был приняты поправки в закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, позволяющие признать состоявшимися выборы даже в случае, если в них приняли участие менее 20 процентов избирателей.

Стоит отметить, что Запад в последние годы тоже не может похвастаться высоким интересом избирателей к политике. Например, явка на выборах мэра Нью-Йорка в 2013 году оказалась самой низкой за последние полвека. В голосовании приняли участие всего 24 процента зарегистрированных избирателей. В Великобритании в 2012 году на выборах в местные органы власти явка была 15 процентов, в Калифорнии в июне 2014 года — 23,4 процента.

Последние результаты социологических опросов объясняют, почему власти сейчас не очень обеспокоены процентами. Данные предвыборных опросов ВЦИОМ и ФОМ, с которыми удалось ознакомиться редакции, показывают, что у большей части врио губернаторов, идущих на выборы, рейтинг высокий или выше среднего.

У временно исполняющих обязанности глав Ненецкого автономного округа и Самарской области Игоря Кошина и Николая Меркушкина рейтинг 84 процента, у недавно назначенного на пост губернатора Волгограда Андрея Бочарова — 83,7 процента.

Врио главы Оренбургской области Юрию Бергу опросы дают 78 процентов, врио главы Приморского края Владимиру Миклушевскому 76,6 процента, Челябинской области — Борису Дубровскому — 75,9 процента, Курганской области — Алексею Кокорину — 75 процентов. У врио Липецкой области Олега Королева и врио Орловской области Вадима Потомского рейтинг выше 70 процентов. Главы Астраханской области, Башкирии и Коми отстают от них очень незначительно. У глав Удмуртии, Мурманской, Псковской, Нижегородской, Тюменской, Новосибирской, Вологодской, Ивановской областей рейтинг выше 60 процентов. Врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, по данным опросов, получает более 62 процентов.

Исполняющих обязанности губернаторов с более низким рейтингом можно пересчитать по пальцам одной руки. Это глава Якутии Егор Борисов (51 процент), губернатор Кировской области Никита Белых (54 процента), пришедший в мае 2014 года в Красноярский край Виктор Толоконский (52 процента), врио главы Горного Алтая Александр Бердников (56 процентов), врио губернатора Курской области Александр Михайлов (57 процентов). У многих губернаторов динамика рейтингов положительная.

По словам эксперта Комитета гражданских инициатив (КГИ) Андрея Максимова, повышенная забота о легитимности стала характерна для власти после скандальных парламентских выборов 2011 года. «Прямого лукавства здесь нет, задача провести выборы прилично, без прямых фальсификаций и громких скандалов действительно ставится», — говорит он. Но сейчас, отмечает Максимов, в совокупности с другими факторами эта задача решается практически автоматически. «В условиях, когда муниципальный фильтр для кандидатов высок, действующие губернаторы, по сути, сами подбирают себе соперников. Даже некоторые бывшие губернаторы не смогли зарегистрироваться, зато подписи муниципальных депутатов с помощью «Единой России» преодолели малозначительные фигуры, — говорит эксперт. — В таких условиях, когда у кандидатов от власти практически нет соперников, процент автоматически оказывается высоким. Понятно, что это будет не 30, не 40 и даже не 50 процентов».

По словам Максимова, низкая явка выгодна власти, потому что зачастую процент более высоким оказывается именно при не очень высокой активности среднего класса. В настоящее время наиболее активен провластный лояльный электорат, традиционно — избиратели КПРФ. Эксперт ожидает, что протестное голосование на этих выборах будет минимальным, потому что россияне переживают патриотический подъем в связи с географическим расширением страны и ее более жестким, чем раньше, поведением на международной арене.

Согласно рейтингу фонда «Петербургская политика» за август 2014 года, федеральный центр сохраняет за собой моральное право объяснить высокие рейтинги руководителей на местах общероссийской социально-политической конъюнктурой. «Отставка главы Брянской области Николая Денина стала заявкой на сохранение центром возможностей для кадрового маневра даже в случае прямого избрания губернатора, — говорится в докладе. — Судя по поступающим сигналам, в уязвимом положении могут оказаться и главы, демонстрирующие подчеркнутую активность в организации досрочного голосования, которое сопряжено с риском поствыборных скандалов».

Эксперты фонда также отмечают, что подчеркнутое нежелание части глав регионов перейти в режим избирательной кампании и «засушивание» повестки дня чреваты снижением реальной явки избирателей в день голосования относительно первоначально ожидавшейся, а в некоторых случаях и возможностью выхлопа накопившегося «социального пара» в межвыборный период.

Автор:
Дина Ушакова
Источник:
Lenta.ru