Томограф на приколе

[Обзор прессы]
Программа модернизации здравоохранения существенно изменила и дополнила парк диагностического оборудования наших больниц, поликлиник, диагностических центров. Но как оно сегодня используется?

Ответить на этот вопрос попытались эксперты Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA), подготовившие аналитический отчет на основе официально опубликованных Минздравом России данных.

- За последние пять лет ресурсная база здравоохранения значительно выросла и поменялась, - сообщил отраслевой эксперт консалтинговой группы "Эвентус", д.м.н. Михаил Свещинский. - Так, рентгеновских томографов было 700, стало 1100, магнитно-резонансных томографов (МРТ) вообще практически не было, сейчас их более 400, и это число быстро нарастает, количество биохимических анализаторов в лабораториях выросло на 30%. Причем во многих регионах вся медтехника сегодня моложе 10 лет, то есть практически полностью обновлена. Выросло и число рутинных диагностических исследований. Так, УЗИ сегодня назначаются даже чаще, чем электрокардиография, которая еще недавно была абсолютным лидером диагностики.

Однако более эффективное применение современной диагностики сдерживается не очень быстрым внедрением стандартов обследования, отметил эксперт. А ведь современная медтехника - это самолет, стоящий на земле. Чтобы он полетел, нужен пилот, то есть специалист, умеющий использовать современное оборудование, а также организатор, правильно выстраивающий алгоритмы обследования.

В качестве примера доктор Свещинский привел гастроскопию. В стандарт такой манипуляции входит обязательная биопсия - взятие "кусочка" ткани для обнаружения бактерии хеликобактор пилори, которая является причиной многих заболеваний желудка, включая язву и рак. Однако в целом по стране эту пробу берут лишь в 15% случаев гастроскопии.

Или исследования на МРТ, который за последние годы стал синонимом современной медицины. По числу этих приборов в 2013 году Россия уже обогнала Израиль (3,65 против 2,9 на 1 млн населения), а Москва и Санкт-Петербург приблизились к среднеевропейским показателям (10,4 и 9,3 на 1 млн населения соответственно). Однако в Израиле нагрузка на прибор составляет 6793 исследования в год, а в нашей стране всего 3161, в столицах и того меньше - 2250 и 2824 соответственно. Это значит, что значительное время дорогая техника простаивает, но при этом все равно амортизируется и устаревает.

- Получается, что государство свою роль выполнило - обеспечило лечебные учреждения нужной техникой, - считает исполнительный директор IMEDA Александра Третьякова. - Возможности повысить доступность современной диагностики появились. А вот система здравоохранения со своей ролью не справляется - менеджмент явно не поспевает за темпами обновления.

И все же в стране есть примеры успешного современного менеджмента в диагностике. Один из таких "островков будущего" - Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр (ИДЦ). Он был создан по образцу японских диагностических центров и на средства кредита правительства этой страны. Но самое главное - менеджеры центра прошли обучение у соседей и в Европе. Здесь используются все современные технологии менеджмента, начиная с электронного документооборота и заканчивая технологиями сбережения (тоже японские "штучки").

- Мы проанализировали все исследования, которые, например, выполняются в лабораторной службе области, - рассказывает директор центра Игорь Ушаков. - И увидели, что 20% исследований излишни, еще 30 выполняются с дефектами, около 25% объемов - приписки. Суммарные потери от этих нарушений составляли до 300 млн рублей в год. И так по многим видам диагностической помощи.

Например, после создания электронной регистратуры, которая здесь функционирует уже 12 лет, эффективность ее работы выросла на 300%. Так, гистологическое исследование здесь выполняют за сутки, тогда как в среднем по стране от 8 до 15 дней. Время ожидания исследования у кабинета по максимуму составляет 15 минут - в обычных поликлиниках в среднем 1 час 10 минут. За счет оптимизации работы склада и перехода на закупки непосредственно у производителей стоимость расходных материалов здесь сократили на четверть и планируют сократить еще на 20%. А после перехода центра в формат автономного учреждения доходы выросли в 3 раза, доход на одного врача - в 2,5 раза. Коэффициент использования оборудования в 2009 году достиг 0,87, в нынешнем составит уже 1,43. Поэтому и средняя зарплата врачей здесь 82 тыс. рублей, среднего персонала - 45 тыс., имеется солидный соцпакет: у всех работников бесплатная униформа, им оплачивают занятия фитнесом, оказывают солидную финансовую поддержку в трудных жизненных ситуациях и т.д. При этом 65% услуг ИДЦ оказывает по программам обязательного медицинского страхования и лишь 35% - услуги платные. Но здесь почти всю прибыль инвестируют в развитие, в текущем году на эти цели направляют 440 млн рублей, строят филиал центра в Братске.

В ИДЦ ездят делегации из всех регионов, однако внедрять у себя идеи и опыт иркутян не спешат - работа эта сложная и кропотливая. А многим просто не хватает знаний.

- Одна из причин недостаточного использования новых приборов состоит в том, что врачи порой просто не знают об их возможностях, - считает гендиректор компании Beсton Dickinson в РФ и СНГ Елена Чиркова. - Например, современное оборудование позволяет выявить такое грозное состояние, как сепсис, всего за 18 часов, тогда как на традиционные методы уходит несколько суток. Когда мы проводим образовательные курсы и врачи узнают об этом, поток анализов резко возрастает.

Но многое в диагностике упирается в чисто административные препоны. Например, скрининг на рак шейки матки проводят онкологи, но женщины-то идут в основном к гинекологу, а между ними нередко нет контактов. В результате у нас до 40% этого вида рака диагностируется на 3-4-й стадиях. В Ростовской области и Санкт-Петербурге, где внедрили новое оборудование для скрининга и обучили пользоваться им специалистов, выявляемость рака шейки матки выросла почти вдвое, в 2,5 раза уменьшилось количество неинформативных исследований. "Мы считаем, что бизнес несет ответственность не только за качество поставленных приборов, но и за обучение специалистов пользоваться ими эффективно, - говорит Александра Третьякова. - Никто лучше создателя технологии не знает ее возможности и не может показать их врачам. Мы видим во взаимодействии компаний-производителей и специалистов здравоохранения, в партнерстве большой синергический эффект, который пойдет на пользу прежде всего пациентам".

Автор:
Татьяна Батенёва
Источник:
"Российская газета"