Жители области возмущены тем, что с них требуют плату за вход на пляжи, знакомые им с детства.
100 рублей с машины, 50 рублей с человека — такова цена отдыха на одном из участков берега реки Комелы в Вологодском районе.
Для тех, кто платить не желает, есть другой вариант — идти в обход по крутому берегу и свалке, организованной хозяевами зоны отдыха «Пикник». Именно представители этой фирмы отгородили территорию, поставив забор и сделав платным проход по лесу к реке.
«Мы туда много лет уже ездим. Всего 23 километра от Вологды, живописные места, речка чистая — идеальное место для отдыха. Но последние два года там творится совершенный беспредел. Какой-то предприниматель поставил забор, повесил веревку вместо шлагбаума и стал взимать деньги за вход на территорию. С каких пор лес стал платным?» — возмущается вологжанка Татьяна Шарова (данные изменены в соответствии с ФЗ о СМИ).
Берег реки Комелы в Вологодском и Грязовецком районах — излюбленное место отдыха вологжан. Однако, по словам главы администрации Грязовецкого муниципального района Андрея Казунина, в Грязовецком районе, в отличие от Вологодского, платных входов в лес нет. «В водоохранной зоне реки Комелы в аренде у граждан находится 11 га земли за пределами береговой полосы, — пояснил он. — Перекрывать проезд к реке шлагбаумами не имеют права не только арендаторы, но и собственники участков, что прописано в Земельном кодексе. На территории Грязовецкого района обустроенных зон отдыха на этой реке нет».
Входить и выходить
Зона отдыха «Пикник» недалеко от деревни Санниково на берегу Комелы появилась примерно два года назад. Игорь Кравчук — предприниматель, который затеял такой бизнес, — не прогадал. Место пользуется огромной популярностью как у вологжан, так и у жителей окрестных поселков. Значит, и доход приносит не маленький. К примеру, арендовать беседку в зоне отдыха стоит 200 рублей в час. Однако сдавать в аренду беседки, шезлонги, мангалы и прочие атрибуты отдыха на природе законом не возбраняется. Чего нельзя сказать о взимании платы за проход по лесу и устройстве заборов и шлагбаумов.
В Департаменте лесного комплекса Вологодской области «Премьеру» пояснили, что арендаторы лесных участков не могут препятствовать доступу людей в лес и к берегам реки. Возводить ограждения позволительно только в одном случае — если территория используется для нужд сельского хозяйства.
«Право беспрепятственного доступа на арендованные лесные участки также исключает возможность взимания платы за перемещение по указанной территории», — комментирует начальник Департамента лесного комплекса Вологодской области Владимир Сипягов.
Хранитель леса
В аренду лесные участки предоставляются по результатам аукциона. Кто предложит самую большую цену, тот и выигрывает. Игорю Кравчуку 1,5 гектара земли на живописнейшем берегу Комелы достались всего за 18 тысяч 851 рубль в год. Договор аренды заключен на максимальный срок — 49 лет — еще 8 августа 2011 года. С тех пор поток жалоб на предпринимателя не прекращается. Хотя сам Игорь Витальевич утверждает, что у него все с законом в порядке.
«Я устал воевать с дачниками, приезжими, недовольными. Были проведены проверки прокуратуры и Департамента лесного комплекса. Никто нарушений не выявил, — говорит предприниматель, — поэтому мне плевать на все эти претензии».
Еще в июле 2012 года в онлайн-приемную Губернатора поступила жалоба на «Пикник». В ней была затронута проблема платного проезда. В ответе правительства говорилось, что в ходе проверки зоны отдыха были выявлены нарушения не только лесного, но и водного законодательства.
Заместитель главы администрации Вологодского района Игорь Быков, который по звонку «Премьера» съездил на Комелу с проверкой, защитил «Пикник». «Заборчик 60 см высотой — какое же это препятствие, любой может перешагнуть. Да и денег с меня никто не требовал за проезд», — говорит он.
Вообще, по словам Игоря Быкова, Кравчук защищает Комелу от машин, мусорящих граждан и никакой проезд к реке не перекрывает, так как в реестре то, по чему ездят отдыхающие, не зарегистрировано как дорога.
«Те, кто жалуется, что не могут попасть к воде на машине, наверно, не знают, что ближе чем на 20 метров к реке подъезжать нельзя. Нарушение экологического законодательства», — добавляет он.
А вот Игорь Кравчук пояснил «Премьеру», что никому не препятствует выезжать на берег реки. А деньги берет за обеспечение мер противопожарной безопасности и облагораживание территории. «Да, мы берем плату за проезд машины, но мы потом восстанавливаем газон и нарушения в почве от колес», — добавляет предприниматель.