Погибшего от пули собровца Дмитрия Ярославцева признали невиновным, но в действиях человека, который его застрелил, тоже не нашли состава преступления.
Родственники погибшего утверждают, что правоохранительные органы уклоняются от общения с ними.
Драка
Напомним, что 31 января 2012 года 33-летний Дмитрий Ярославцев шел на день рождения своей сестры, когда в подъезде его окликнул мужчина в штатском. Как выяснилось, Денис Федоров и его коллега, оставшийся за дверями подъезда, участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях по выявлению лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. В поле зрения попал и Дмитрий Ярославцев, которого было решено задержать. Но в ходе операции между мужчинами возникла драка, в которой приняли участие двое знакомых Дмитрия: они вышли на шум и присоединились к конфликту на стороне Ярославцева, не зная, что он борется с полицейским. В результате Ярославцев был тяжело ранен и скончался в больнице, а муж его сестры получил проникающее ранение в брюшную полость.
Родственники погибшего настояли на том, чтобы уголовное дело в отношении их сына и брата не было прекращено в связи со смертью, а дошло до суда. Они были уверены, что Дмитрий не виноват в наркопреступлении, и хотели, чтобы человек, застреливший его, понес ответственность. Дело о наркопреступлении до суда так и не дошло, поскольку курительная смесь, найденная у мужчины, не была признана наркотиком. Но за нападение на представителя власти Ярославцева все же судили.
29 января 2013 года Череповецкий городской суд признал Дмитрия виновным в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти и назначил ему наказание в виде года лишения свободы условно. Родные обжаловали приговор. И постановлением президиума Вологодского областного суда от 9 декабря 2013 года уголовное дело в отношении Ярославцева было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Президиум областного суда признал неоспоримым тот факт, что Ярославцев, действительно, нанес побои Федорову, однако полицейский был в штатском, удостоверения не предъявлял и не представлялся, так что одних его слов для подтверждения того, что он — сотрудник правоохранительных органов, для Ярославцева могло быть явно недостаточно. Поэтому суд решил, что доводы защиты об отсутствии у погибшего умысла на причинение вреда сотруднику полиции не опровергнуты, особенно если учесть, что Ярославцев заранее не опасался своего возможного задержания, поскольку преступления не совершал.
А в ответ — тишина
Уже более двух лет мать и сестра Ярославцева борются за то, чтобы в отношении полицейского было возбуждено уголовное дело. 18 апреля 2012 года следователем СО по г. Череповцу СУ СКР по Вологодской области было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Дениса Федорова за отсутствием в его действиях состава преступления. 7 мая 2013 года Вологодским областным судом это постановление было признано незаконным и необоснованным, и материалы проверки были направлены руководителю СО по г. Череповцу для устранения недостатков.
Между тем родственники ждали, когда постановление будет отменено и начнется новая проверка, почти год. Они вынуждены были обратиться в суд с жалобой на бездействие руководителя следственного отдела. 1 апреля состоялось судебное заседание Череповецкого городского суда, в ходе которого выяснилось, что постановление от 18 апреля 2012 года было отменено только 12 марта 2014 года. Такой длительный срок следователь объяснил тем, что из суда не были получены материалы дела. Прокурор согласился, что причина задержки уважительная.
И вот 11 апреля 2014 года следователем СО по г. Череповцу было вынесено новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Дениса Федорова состава преступления.
Примечательно, что родственники Дмитрия Ярославцева узнали об этом решении от журналистов «Премьера».
Комментарии
Ольга КНЯЗЕВА, сестра погибшего Дмитрия Ярославцева и жена раненого Евгения Князева:
— Я много раз приходила в Следственный комитет записываться на личный прием к начальнику отдела, но меня ни разу не приняли… А затем выяснялось, что записи в журнале о том, что я приду, вообще нет. Возникает ощущение, что с нами просто упорно не хотят общаться, и письма из Следственного комитета нам не приходят — ни на адрес мамы, ни на мой, ни на адрес Диминой вдовы. Кому, куда идут эти письма — непонятно… Я уже везде писала — и в Череповце, и в Вологде, и в Москве — с просьбой взять дело на особый контроль — но в конечном итоге все бумаги пересылаются снова в следственный отдел Череповца, нам приходят отписки.
Мой муж получил ранение, пуля прошла через все внутренние органы брюшной полости и вышла через ногу, состояние его здоровья по сей день вызывает большую тревогу, он не может работать так, как раньше, а инвалидность ему не дают, считая, что «с этим живут».
А Федорова я встречала на улице. Он идет с оружием и улыбается. Как с этим жить?
Анна ПЕРВУШИНА, руководитель СО по г. Череповцу:
— В действиях Дениса Федорова отсутствует состав преступления. Он был при исполнении своих служебных обязанностей, действовал в соответствии с законом «О полиции» и защищался от трех человек, которые на него напали. В такой ситуации, которая угрожает жизни и здоровью сотрудника полиции, он не обязан делать предупредительные выстрелы.
И что касается курительной смеси, найденной у Ярославцева, все не так однозначно. Было две экспертизы, одна из которых признала, что она содержит наркотик, но вторая сделала вывод, что концентрация этого наркотического вещества недостаточна для признания смеси наркотическим средством.
Мне известно, что Денис Федоров не согласен с прекращением уголовного дела в отношении Ярославцева, а в отношении тех двоих, которые тоже участвовали в конфликте, материалы выделены в отдельное производство, так как хотя они могли и не знать, что перед ними сотрудник полиции, побои человеку они нанесли. Данное дело находится в УВД.