Проблема уплотнительной застройки кроется в правовой неграмотности вологжан, заявляют власти города.
Напомним, месяц назад в Вологде прошёл митинг против уплотнительной застройки.
Жители сразу двух проблемных адресов протестовали против появления строек прямо у себя под окнами. Об этом «Премьер» рассказывал в материале «В тесноте и обиде» в номере от 15 апреля 2014 года. Назывались и другие «горячие точки» города.
Едва закончился митинг, пришла другая новость: в самом конце улицы Кирова в одном из дворов спилили деревья. Жители посчитали, что здесь начнётся стройка, и вновь вышли на акцию протеста.
Главный вопрос, который задают вологжане: «Как же так? Мы здесь живём столько времени, и вдруг наш двор стал чей-то частной собственностью?»
Спрос рождает предложение
Проблема уплотнительной застройки возникла несколько лет назад, когда находящиеся в муниципальной собственности земельные участки начали заканчиваться. А население города увеличивается по 3 тысячи человек в год. «Наш город растёт, мы каждый год сдаём по 160-170 тысяч квадратных метров, и в тех границах, которые у нас есть, земельных участков не хватает», — сетует начальник городского управления архитектуры и градостроительства Антон Аникин.
Единственное решение этой проблемы, по словам Антона Анатольевича, это расширение границ города и строительство на новых территориях.
Для жильцов же единственным путём предотвращения уплотнительной застройки является своевременное оформление земельных участков. «Под каждым домом должен быть сформирован земельный участок, — констатирует представитель городской администрации. — В большинстве случаев граждане даже не заботятся об этом, потому что первое, что потребуется, — это платить налоги».
Даже если участок формируют, то он нередко заканчивается в метре от дома. Оставшаяся территория оказывается, в общем понимании, общей — то есть муниципальной. По словам Антона Аникина, при этом жильцы «сами себя загоняют в угол, оставляя эту территорию в общем пользовании». Жильцы при этом имеют право увеличить площадь земли, которую занимает их дом, и эта процедура унифицирована.
С момента формирования земельного участка до появления на нём строительного забора проходит несколько лет. При этом, по словам Антона Анатольевича, если в городе что-то строится, то это значит, что соблюдены все требования закона. И все работы выполняются в пределах земельных участков.
Что касается «горячих адресов», то около дома по Чернышевского, 67 будет построен двухэтажный дом. Именно эта стройка стала катализатором для апрельского митинга. «Мы нашли компромисс с застройщиком: там будет спроектирована совместная детская площадка, — рассказывает Аникин. — Во дворе будут максимально сохранены деревья». На Сухонской улице строительство было приостановлено до тех пор, пока не будет организован проезд на площадку, который устроит и местных жителей, и рабочих.
Во дворах в районе улиц Кирова и Пролетарской хотя и были срублены деревья, пока ничего строить не планируется. «Разрешения на строительство там никто не получал, никакого проектирования тоже не было, — поясняет Антон Анатольевич. — Однако участок был сформирован и деревья находились на его территории».
Выйти на улицу
О возможном решении своих проблем жильцы дома на Чернышевского, 67 оказались не в курсе. «С застройщиком найти общего языка у нас не получается, — рассказывает организатор апрельского митинга Наталья Фирсова. — К тому же с трудом верится, что у нас будет доступ на детскую площадку этого дома, её наверняка отгородят забором. Деревья пока не рубили, но нам уже обещали высадить новые. Но высаживать их рядом с нашим домом попросту некуда».
Чуть более оптимистично настроен оппозиционер Роман Морозов, проведший митинг. Он считает, что мероприятие стало отправной точкой в диалоге с администрацией. «Мы видим достаточно лояльное отношение администрации к проблеме дома на Чернышевского, 67, — полагает политик. — Стала видна взаимосвязь власти и общества. Застройщики же на контакт не идут и стараются избегать встреч с недовольными гражданами».
Начиная с 19 апреля жители домов по Кирова и Пролетарской еженедельно проводят сходы с целью решения проблемы застройки. Как рассказывает представитель инициативной группы жителей домов 75 по Пролетарской, 76 по Кирова и 66 по Воровского Татьяна Зайцева, в этих сходах участвуют представители Администрации города и депутат ЗСО.
Сейчас жители этих домов считают этот земельный участок своим и оспаривают права на него с целью недопущения строительства на нём. «Граждане ведут себя очень активно, мы обращаемся куда только можно, — говорит Татьяна Викторовна. — Первые результаты видны. Работники правоохранительных органов не допустили захвата земельного участка. На месте вырубленных деревьев мы посадили новую аллею, и полиция помогает нам её охранять. Я считаю, что только активные действия жильцов помогут защитить их права и законные интересы».
Оппозиционный политик Евгений Доможиров, оказавший поддержку жителям домов по Кирова и Пролетарской, считает, что вырубка деревьев была незаконной. «Никаких правоустанавливающих документов у собственника участка не было», — уверен он.
По мнению Антона Аникина, при грамотных действиях жителей вполне можно обойтись без митингов. «Прежде всего нужно узнать, почему ведётся стройка, задать вопросы Администрации города и полиции, в инспекцию Жилстройнадзора, — советует он. — Затем нужно вести переговоры со строителями с подключением Администрации, чтобы урегулировать спорные вопросы». К примеру, можно договориться с застройщиком и перенести забор.
На заметку
Всю информацию о статусе земельных участков можно получить в отделе землепользования Департамента имущественных отношений администрации города. Формированием участка под многоквартирным домом занимаются органы местного самоуправления по обращению уполномоченного лица от собственников многоквартирного дома или любого собственника в соответствии со статьей 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса» и действующего законодательства.