В том, почему в 2014 году меньше школьников станут призерами всероссийских предметных олимпиад, почему это плохо для отечественной науки и почему олимпиады проводятся в долг, разбиралась «Газета.Ru».
Коней на переправе поменяли
До 1 мая в России проходят финальные этапы Всероссийской олимпиады школьников. Это интеллектуальные соревнования по двадцати одному предмету, от математики и физики до ОБЖ и экологии, победители и призеры которых получат право поступления в вуз без каких-либо испытаний. В олимпиадах по ряду предметов уже участвует команда Крыма. Но в нынешнем году проведение сопряжено с рядом трудностей. Так, теперь гораздо меньше детей смогут стать победителями и призерами главных школьных научных турниров страны.
14 февраля (когда прошли уже три предыдущих этапа) вступили в силу новые правила проведения финалов Всероссийской олимпиады школьников.
До этого момента число победителей и призеров финала Всеросса могло составлять не более 45% от общего количества участников. По новым правилам их не должно быть больше 30%.
По мнению консультанта отдела департамента госполитики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Нины Свешниковой, это вынужденная мера, связанная с тем, чтобы сохранить олимпиадную льготу при поступлении в вуз. Еще при президенте Медведеве представители родительской общественности стали писать письма с просьбами пересмотреть количество льготников (а Всероссийская олимпиада здесь на первом месте). «Госдума занялась сокращением льгот, — рассказала «Газете.Ru» чиновница, — и мы испугались, что их вовсе отменят». Чтобы хоть как-то сохранить эту законную привилегию, Министерство образования и науки в последние годы выходило на квоту 32–33% победителей и призеров, притом что по правилам нужно было не больше 45%. Это делалось для того, чтобы оставить какие-то бюджетные места для тех, кто не участвовал в олимпиадах, но набрал высокие баллы по ЕГЭ. «После этого мы начали работать над документом, еще больше ограничивающим права победителей и призеров олимпиад. Раньше они могли подавать документы в пять вузов на три направления подготовки. А в новом законе «Об образовании» это уже только один вуз и одно направление», — пояснила Свешникова.
В народе же гуляет версия, которая связана с экономией бюджета.
Еще в апреле 2006 года президентом Путиным был подписан указ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В документе говорится о необходимости выдавать денежные премии победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников — 60 и 30 тыс. руб. соответственно. Когда писался указ, количество премий было установлено равным количеству победителей и призеров. Но победителей становилось все больше (что в целом хорошо: регионы начинают лучше работать по поиску талантов, хотя и не так активно, как хотелось бы). Теперь денег стало не хватать (а указ президента исполнять надо любым способом — ситуация, аналогичная той, что возникла с повышением средней зарплаты научным сотрудникам). Вместо того чтобы обратиться «наверх» с просьбой увеличить количество денег на премии, чиновники приняли решение пойти другим путем — уменьшить квоту победителей и призеров до 30%.
Пытаясь снять ответственность за это с министерства, Свешникова уверила «Газету.Ru», что решение о сокращении квоты было принято общественной комиссией по олимпиадам, куда входят учителя, преподаватели вузов и лишь несколько представителей Минобразования.
Но член этой комиссии, заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования Виталий Арнольд опроверг слова чиновницы: «Ничего подобного комиссия не предлагала и тем более не утверждала».
«Количество премий — ориентир для Министерства образования при определении числа победителей и призеров. Каждый год объявляют: столько-то премий, столько-то процентов – ориентируйтесь на эти цифры», — заявил Олег Радченко, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады по немецкому языку, проректор МГЛУ.
Почему сокращения — это плохо?
При норме в 30% резко снижаются шансы не только на призерство, но и на потенциальное участие в олимпиаде. Зная про сокращение квоты, ребенок, особенно 11-классник, начинает думать: я прошел в финал с пограничными баллами, а сейчас начало апреля. Шансы, что я выиграю олимпиаду, не абсолютны. Лучше я к ЕГЭ по обществознанию буду готовиться. Масса детей начинает отказываться от поездки на финал.
А значит, меньше шансов, что они попадут в сильный вуз и потом будут заниматься наукой.
Хотя школьные олимпиады позволяют сразу определить талантливую молодежь: многие современные молодые российские ученые в области математики, физики, астрономии, химии и других предметов в школе были участниками и призерами всероссийских и международных олимпиад. Примерами могут служить два российских математика, лауреаты Филдсовской премии Григорий Перельман и Станислав Смирнов.
Кстати, за то, чтобы либо совсем не давать денежных премий, либо вручать их частично, выступили многие руководители команд и председатели жюри. Галина Бубнова, председатель жюри по французскому языку, завкафедрой французского языка факультета иностранных языков МГУ, считает: «Нужно разрешить присваивать звание призера и без премий и за счет этого увеличить квоту. Это будет и бюджету легко, и детям приятно (победителей станет больше)». «Французы» уже едва не пострадали от уменьшения квоты: у них в этом году восемь человек получили одинаковые баллы за творческое задание, а стать призерами могли только четверо. Пришлось обращаться с просьбой в Минобрнауки изменить правила на ходу, и им разрешили увеличить число призеров на четыре человека. Хотя есть негласное указание так не поступать. Впрочем, одна из причин сложившейся ситуации заключалась в уровне заданий: с ними справилось большее число участников, чем ожидала профильная предметно-методическая комиссия.
Математика – самая востребованная
Есть еще один легальный способ увеличить фактическое число призеров и победителей Всероссийской олимпиады — добавить количество соискателей. Так, в этом году на 80 школьников увеличилось число участников олимпиады по математике, на 40 — по изобразительному искусству, на 20 — по ОБЖ и физкультуре, и всего на 10 человек — по информатике, истории, литературе, русскому языку, физике и астрономии.
Почему больше всего мест добавили на математику? Лидер российской национальной сборной по математике, доцент МФТИ Назар Агаханов считает, что должно быть больше участников по тем предметам, по которым проводятся международные олимпиады (в их числе, в частности, математика, физика, химия, биология, информатика, астрономия). За последние годы количество вузов, где нужна профильная математика, выросло. Раньше большинство победителей Всеросса шли на мехмат, куда принимали 450 человек, при этом количество победителей и призеров математических олимпиад по выпускному классу составляло всего 25–27 человек.
Получалось, что сильных детей много, а дипломы получают единицы, подчеркивает Агаханов.
И тем не менее до этого года на эти предметы действовала квота 45%. А сейчас все олимпиады унифицировали и квоту снизили. «Это же не спорт, где должен быть один победитель, — говорит Агаханов. — Здесь нужно открывать творческие личности, тех, кто будет двигать нашу науку. Если бы мы не добились в этом году увеличения числа участников на 80 человек, то по 11-му классу, при традиционных 80 участниках, получалось бы 27 победителей и призеров. А в прошлые годы их было порядка 40. Чтобы как-то сгладить ситуацию, мы и выступили с предложением увеличить количество участников заключительного этапа. В результате падение не настолько катастрофическое, каким оно могло быть».
Для того чтобы еще больше сэкономить на призерах, Министерство разослало дополнительное информационное письмо, что квоту в 30% нужно исчислять от реального, а не от заявленного числа участников (кто-то заболел и не приехал).
Между тем в новых Правилах проведения олимпиад (а именно это основной документ) вообще нет четкого упоминания о фактическом «доезде».
Пункт 64 гласит четко: набрал необходимый балл — значит, участник. Указания, от фактического числа участников считать 30% или от заявленного, нет. По мнению Назара Агаханова, за всем этим стоит борьба за копейки (премии).
На вопрос «Газеты.Ru», что бы вы сделали в данной ситуации, если бы могли, Агаханов ответил: «Принял бы решение, что по предметам, по которым проводятся международные олимпиады, квота для победителей и призеров должна вернуться к 45%. Это цифра, которая всех устраивает».
И еще о деньгах
Уменьшение квоты до 30% — что, в общем, девальвирует саму идею поддержки талантливой молодежи, — не помогло решить проблему: денег все равно не хватает. «В этом году я не знаю, как мы будем выбираться из ситуации, — заявила «Газете.Ru» Нина Свешникова. — Но делать это придется, и вот как: «Если он трижды призер — давать одну премию, если он в одной олимпиаде победитель, а в другой – призер, я его в победителях оставлю, а из призеров вычеркну… Я сторонница того, что победители должны получить премии все без исключения, а призеры — только те, кто набрал более высокие баллы».
Отметим, что государство тратит огромные деньги на Всероссийскую олимпиаду (и федеральные, и региональные): общий бюджет по всем предметам составляет порядка одного миллиарда рублей. Премии же победителям и призерам не превышают десять миллионов рублей.
Впрочем, финансовые проблемы связаны не только с премиями для победителей и призеров. По информации «Газеты.Ru», к настоящему моменту Минобрнауки не провело тендер на организацию и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013–2014 учебного года.
По этой причине регионы проводят все олимпиады за свой счет, в долг, в надежде «отбить» затраты уже после проведения тендера.
«И такая ситуация повторяется из года в год, несмотря на наши жалобы. Складывается впечатление, что Министерство или слепое, или глухое, или все вместе. Ситуация от года к году так и не меняется», — сообщили «Газете.Ru» в оргкомитете заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по одному из предметов.
Несколько лет назад подобная ситуация уже имела место и привела к переносу сроков олимпиад по нескольким предметам буквально за несколько недель до его начала. В результате члены команд и жюри были вынуждены пересматривать свои планы, менять купленные за свой счет билеты на поезда и самолеты и покупать новые. Потерю денег никто им не компенсировал.