Сетевое сообщество «Диссернет» сообщило о некорректных заимствованиях как минимум из шести источников в диссертации министра массовых коммуникаций и связи России Николая Никифорова. «Свою» кандидатскую работу на тему «Инновационная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг: на примере Республики Татарстан» Никифоров защитил в декабре 2011 года. За пять месяцев до того, как стал федеральным министром.
На сайте «Диссернета» есть интерактивная постраничная таблица, на которой страницы с плагиатом из разных источников выделены разными цветами. Картина — типичная для диссертаций многих государственных служащих. «Препарированный» научный труд министра Никифорова пестрит красным, зеленым, горчичным, розовым, голубым… Всего «цветными» (так для наглядности «Диссернет» раскрашивает заимствования в текстах. — Н. Г.) в большей или меньшей степени оказались около 100 страниц из 239. Причем совпадают не только тексты (от нескольких предложений до нескольких страниц подряд), но даже картинки к якобы авторским схемам.
«Классическая картина заказной диссертации. И оформлены заимствования так, чтобы казались оригинальным текстом самого диссертанта: ни ссылок, ни сносок, ни кавычек там нет», — написал в своем блоге сооснователь «Диссернета» журналист Сергей Пархоменко.
Сам министр на эти обвинения пока не отреагировал. От лица Минкомсвязи выступила пресс-секретарь ведомства Екатерина Осадчая. «Тут нечего комментировать, ведь заимствования есть в любой диссертации, а анализ работы был сделан автоматически», — безапелляционно заявила она. Почему-то чиновники упрямо отказываются запоминать, что исследования «Диссернета» не проводятся «автоматически». Специально для пресс-службы Минкомсвязи пишем большими буквами: экспертизы «Диссернета» «шлифуются» ВРУЧНУЮ. Или — «вглазную».
«Все экспертизы прочитывает живой человек. Именно это делает «Диссернет» отличным от наших достойных коллег из «Антиплагиата». Только читая глазами, мы убеждаемся в том, что в работе действительно нет кавычек, подстрочных ссылок и внутристраничных отсылок, — объясняет другой сооснователь «Диссернета», Андрей Заякин. — Если пресс-секретарь Минкомсвязи не видит различий между «Диссернетом» и «Антиплагиатом», это наводит на грустные мысли о компетентности тех, кто в нем работает. Ведомство, которое призвано быть в курсе того, что происходит в информационной сфере, демонстрирует фантастическое невежество».
Редкая удача в случае с чиновничьими диссертациями: срок давности для апелляции по работе Николая Никифорова еще не истек. Поэтому «Диссернет» вскоре подаст жалобу в Высшую аттестационную комиссию. (Кстати, недавно сообщество одержало первые «апелляционные» победы. Правда, по «неполитическим» кейсам.)
Пока же Сергей Пархоменко предоставил министру возможность добровольно сложить ученую степень. Потому что — «репутация образованного, высокопрофессионального специалиста, добившегося признания и успеха собственным трудом».
Откликнется ли Николай Никифоров на это предложение? Не так давно «Новая» совместно с «Диссернетом» пыталась воззвать к совести другого министра — министра транспорта Максима Соколова (см. «Новую», № 10 от 31 января). Тоже — 108 страниц с некорректными заимствованиями. Тоже — репутация современного, контактного госслужащего. А в ответ — «моя диссертация прошла процедуру публичной защиты и была единогласно одобрена диссертационным советом…».
Правда, был и положительный прецедент, когда после обращения Пархоменко свою степень сдал еще один «добившийся признания и успеха собственным трудом» — руководитель департамента науки в столичном правительстве Алексей Комиссаров.
Примеру какого министра последует Николай Никифоров — федерального или московского?
P.S. Отметим, что Николай Никифоров — руководитель того самого ведомства, которое не очень-то усердно отстаивало интересы читателей печатной прессы, когда правительство «отрубало» субсидии «Почте России» на доставку подписных изданий. Что привело к фактическому срыву начала подписной кампании (см. «Новую», № 35 от 2 апреля). Видимо, это такая «инновационная модель управления информационными потоками».