Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Бобылев
Корреспондент Slon посетил митинг на Красной площади, где Путин делал согнанных бюджетников добрее, а они искренне радовались происходящему.
– А ну-ка, дай я с Обамой сфотографируюсь! – У рамок-металлоискателей послышалась не очень уместная фраза для митинга в честь присоединения Крыма к России.
Но все быстро встало на свои места: школьные преподавательницы по очереди позировали с транспарантом «Обама, займись Аляской» и с деликатностью передавали его из рук в руки.
Значительная часть пришедших на Красную площадь, кажется, видела в своей жизни Советский Союз, помнит, как на демонстрацию 1 мая нужно было подниматься в шесть утра. Поэтому вечером за отгул на работе сходить на концерт для них было делом и приятным, и не таким уж затруднительным.
– Ну с работы послали, да. Ну послали, ну и что? Это же как полагается. А раз полагается, то надо идти, – простодушно пояснил дядька с густыми бровями и радостно затряс флагом. На флаге были лицо Путина, кулак, сжимающий оранжевую гадюку, и надпись «Мы вместе». И это была самая желанная атрибутика, люди буквально готовы были драться за этот флаг, на котором вместе кулак, Путин и оранжевая гадюка.
– А чё будет-то, куда все толпятся? – Я добивался от участников митинга, чтобы они сами дали определение мероприятию, в котором участвуют.
– Да сходка какая-то воровская! – ответил немолодой мужичок в затасканной куртке. Он был одет явно не по погоде, замерз еще задолго до начала концерта-митинга, поэтому сыпал проклятьями и не стеснялся этого. – Я сам *** знает зачем, но привезли вот из Владимира, и все тут. Вчера сказали, а сегодня привезли, козлы.
Гражданин чуть более презентабельного вида, видимо, приходившийся первому начальником и принявший «козлов» на свой личный счет, попробовал пристыдить приятеля, но получил еще более злых матерков и быстро ретировался.
– Нет-нет, мерзнуть до конца совсем не обязательно! Главное – дождаться начала митинга, отметиться и тогда можно будет идти. Ну или остаться концерт послушать, – урезонивала сотрудников дама из сферы коммунальных услуг.
– А концерт бесплатный? – недоверчиво переспросили ее.
– Бесплатный!
– Ну тогда мы с мужиками останемся! Не зря же Крым брали! – браво отозвались сотрудники и пустили по кругу бутылку с остатками коньяка.
Минуя металлоискатели в Александровском саду, тысячи бюджетников попадали на Манежную площадь, где разбирали георгиевские ленточки, вооружались флагами, транспарантами, наклеивали на себя сердечки с надписью «Крым в моем сердце» (некоторые предприимчивые дамы даже не без вызова прикрепили на грудь сразу по два). С гигантского экрана шла запись послания Владимира Путина о присоединении Крыма.
– После революции большевики по разным соображениям, пусть бог им будет судья… – вещал Путин.
– А чем ему большевики не угодили? Ну нормальный же вроде Путин, а большевики ему не нравятся. Ладно, идеальных не бывает, – сокрушался и успокаивал сам себя одинокий пенсионер в давке у прохода с Манежной площади на Красную.
– Верю, что меня поймут и европейцы, и прежде всего немцы… – чеканил Путин.
Какой-то непочтительный молодой человек загоготал над словами президента, произнеся слово «аншлюс», но его, как и пенсионера, тоже никто не понял.
– Вся Россия восхищалась вашим мужеством, достоинством и смелостью, это именно вы решили судьбу Крыма, – продолжал президент, будто вбивая сваи.
– Але, Кеша! Я в давке! Между Путиным и туалетами, ты подходи, если протиснешься! – зазывал приятеля бородач, от которого несло перегаром.
«Не сомневаюсь в вашей поддержке!» – закончил речь Путин, и тут в толпе единодушно закричали: «Ур-р-ра!», «Россия!». Через несколько секунд несколько человек, поддавшись душевному порыву, решительно попробовали протиснуться сквозь полицейских и очень к месту закричали: «Россия, вперед!» Но сотрудники полиции мощно оттолкнули их назад, из-за чего началась давка. Сотрудников правопорядка патриотичные граждане встретили фразой: «Менты – уроды!» В этот же момент из динамиков бабахнула песня «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», зазвучавшая после того, как на экране показали представителей Крыма, подписывающих договор о вхождении в Россию.
Но через несколько минут все желающие уже миновали металлоискатели и попали на главную площадь страны, где было немного пустовато и по которой вплоть до сцены можно было идти свободно, не толкаясь. Каким образом московское ГУВД насчитало 110 тысяч участников, видимо, останется загадкой.
– Верните Валерию лучше! – заухала компания мужиков, когда на сцене появился хриплый депутат Трапезников и что-то начал кричать про фашизм.
– Кар-кар! – передразнили его мужики, разливая алкоголь по пластиковым стаканчикам.
– Мужики, а с вами можно? Я как черт замерз, а с собой нету, – попытался пристроиться к выпивающим незнакомец.
– Гуляй, дядя, на своих не хватит, – осадили его, и он робко встал рядышком, поглядывая на стаканчики с собачьей преданностью в глазах.
– …приглашается Владимир Владимирович Путин! – прозвучала со сцены фраза, остановившая мужиков, собиравшихся уже чокнуться.
– Слышь, под сценой, флаги опустили! Путина не видно! – завопили тетки сбоку, расстроенные тем, что не могут разглядеть президента, стоявшего в ста метрах от них. И таких было много. Впервые за все время концерта люди стали скандировать, хотя целый час до этого со сцены их тщетно пытались убедить слаженно покричать «Россия» и «Крым».
– Е-мое! Думал, Лепс будет выступать, но Путин тоже ничего, – пробормотал кто-то, а потом, будто опомнившись, закричал вместе с остальными: – Россия, Россия!
Как только Путин закончил тезисно излагать сказанное им за пару часов до этого послание, толпа взорвалась очередным скандированием и аплодисментами.
За последние недели история с фактической аннексией территории чужой страны превратилась для людей в хорошо сложенную легенду, в которой Россия лишь приютила русских, страдавших от русофобов и антисемитов. И эта сказка оказалась красивой и не вызывающей особого сомнения даже у людей, знающих прекрасно, что их привезли на митинг в качестве декораций к постановке, которая и во всем остальном может быть не совсем правдой. Но и в таком изложении эта история устроила почти всех.
– А-а-а, ладно, слышь! Давай к нам! За Путина и налить не жалко! – Компания мужиков подозвала недавно отвергнутого незнакомца и протянула ему пластиковый стаканчик. Незнакомец его с удовольствием взял и по-мальчишески взмахнул флагом с Путиным, кулаком и гадюкой.