Градозащитники продолжают протестовать против разбора в областном центре деревянных домов, находящихся в охранной зоне.
«Прямо сейчас происходит разбор дома ХIX века, — сообщили вологодские градозащитники на страничке в социальных сетях. — По адресу: пр. Победы, 48/Воровского, 38 разбирают крышу здания. Дом находится в охранной зоне и имеет статус объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Согласно федеральному закону собственник должен обеспечить сохранность здания».
На место градозащитники вызвали полицию и на несколько часов приостановили демонтаж. Вместе с полицией защитники Вологды фотографировали пакет документов, разрешения на демонтаж и строительство от администрации города и Департамента культуры Вологодской области… Представители застройщика свои решительные действия объяснили тем, что, по их словам, жилье в доме, который будет построен на месте снесенного, планирует приобрести высокопоставленный городской чиновник.
«Премьер» обратился к непосредственным участникам длительного и неизбывного конфликта между градозащитниками и застройщиками, которые пытаются строить в центре города.
Сносить нельзя?
Как считает «Настоящая Вологда», дом, который, честно говоря, внешне напоминает сарай, обладает признаками объекта культурного наследия, что обозначено на Историко-архитектурном опорном плане. Этот документ утвержден Постановлением правительства области. В этом же постановлении обозначено, что такие здания являются объектами историко-архитектурной среды, и снос таких объектов градостроительными регламентами запрещен.
Также Федеральный закон №73 обозначил: если на территории строительства есть объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений документации и градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений».
С другой стороны, внешне барак, обклеенный рекламными листовками, не похож на памятник архитектуры. Однако градозащитники говорят о соблюдении законов и бережном отношении к застройке. Они решили, что владелец здания — «Строительная корпорация Вологодской области», опосредованно через фонд ипотечного кредитования дом принадлежит области, и все это неспроста…
Руководитель «Строительной корпорации Вологодской области» Александр Трутнев озадачен обвинениями в связях с городской и областной администрациями: «Все это неправда. Дом был продан нам без обременения, и он не является памятником. К тому же не так давно в нем был пожар. Честно говоря, мы бы давно его разобрали, если бы не долгосрочная аренда. Когда мы стали выяснять, оказалось, что дом переделан, и его нынешний облик отличается от того, каким он был в ХIХ веке».
По проекту на месте дома по адресу: пр. Победы, 48 будет построено два здания. На месте разобранного будет выстроено офисное, а рядом — жилое. Более того, за соседним домом Шахова появятся еще два коттеджа, в которых будут открыты маленькие отели.
Нужен другой проект
Директор компании «Научно-реставрационные мастерские» Александр Юрманов, который разработал проект регенерации квартала и согласовал его с Департаментом культуры, удивляется представителям «Настоящей Вологды»: «Если бы дом был памятником, он стоял бы под госохраной. Оно даже не является вновь выявленным памятником, для чего должна была проведена государственная историко-культурная экспертиза. А ее нет и не будет — ни один эксперт этого не признает. И вот почему: хотя здание было построено в 19 веке, оно было неоднократно перестроено в длину, и окончательно реконструировано в 1991 году».
Именно поэтому проектировщики решили воссоздать здание по сохранившимся фото конца 19 века — то есть оно будет уменьшено в длину, и у дома останется мансардный этаж. Чтобы восстановить фриз, карниз, обшивку, наличники, специалисты «НРПМ» исследовали образец каждого элемента, чтобы реставраторы воссоздали их один в один. Также на площадке будут проведены археологические работы.
«Градозащитники пользуются имеющимися противоречиями между устаревшим областным проектом охранных зон и Градостроительным и Гражданским кодексами. Но нельзя фанатично требовать от застройщиков строительства деревянных домов, которые могут сгореть в любую минуту, или их воссоздания в кирпичном исполнении, только с деревянной обшивкой. Вологде вполне хватит организации квартала деревянных домов. Кстати, даже управа Вологды 19 века понимала, что деревянные дома не вечные, и всегда шла навстречу тем, кто хотел вместо деревянного построить каменный. Не было ни одного отказа!» — говорит Александр Анатольевич, который входил в состав высшей комиссии по охране культурного наследия РФ и разрабатывал проект реконструкции здания вологодской школы №1, проекты реставрации более 20 объектов в Белозерске, Вологде и других городах.
По его мнению, чтобы убрать противоречия между областным проектом охранных зон и городским регламентом, нужно сделать другой проект: «И в нем должно быть четко прописано, где можно строить из кирпича, а где из дерева. И требования должны быть едиными для всех. Я готов участвовать в его разработке. Уверен, что многие застройщики меня поддержат, так как многие его требования не соответствуют времени».
Именно из-за несоответствий в Вологде практически нет примеров современной архитектуры: «Ведь коллегам показать нечего, кроме разве что здания Центробанка, построенного по проекту Николая Майорова. Почему, например, в Заречье, в районе Красных казарм, можно строить только дома до пяти этажей? Почему при строительстве домов в центре нужно всегда обивать их вагонкой? Пусть градозащитники обратят внимание на европейский опыт, в том числе на опыт Лондона, где архитекторы имеют возможность творить и проектировать дома рядом с исторической застройкой. Даже рядом с Тауэром строятся здания из стекла, из бетона, и все это очень тактично и без ущерба историческим памятникам! А чем мы хуже?»