Вологжанка сопротивляется отмене бесплатного проезда на лечение с ребенком-инвалидом.
У Светланы Александровны Беловой (фамилия изменена в соответствии с ФЗ «О СМИ») — двое детей, 6 и 4 лет. Младший — инвалид.
Фонд социального страхования выдал ей путевку в санаторий, находящийся в Калининградской области. Вместе с этим женщине полагались талоны на право бесплатного проезда в санаторий и обратно, которые тоже были выданы. Выезд на лечение назначен 24 февраля, пребывание в санатории — с 25 февраля по 17 марта.
Заблаговременно, за 45 дней, семья Беловых взяла в железнодорожных кассах билеты: на мать и младшего ребенка — по талонам ФСС, на старшего — за свои средства. И вот, когда до выезда оставалось сравнительно немного времени, женщине позвонили из Фонда социального страхования и сообщили, что в законодательство страны внесены изменения, поэтому ее талоны на бесплатный проезд аннулированы. «Мне сказали, что нужно сдать билеты, потому что они все равно поступят обратно в продажу, и в поезд нас не посадят, — рассказывает Светлана Белова. — Я очень расстроилась».
В Фонде социального страхования «Премьеру» сообщили, что действуют в соответствии с постановлением Правительства от 26 декабря 2013 года №1294, которым вносятся изменения в ранее существовавший порядок обеспечения граждан льготной категории проездными документами. В частности, с 1 января 2014 года исключается оплата проезда граждан к месту лечения фондом. Так что Светлане Александровне и людям в такой же ситуации билеты нужно теперь покупать за свой счет.
Управляющая Вологодским отделением Ирина Белякова пояснила, что 13 февраля вопрос проезда льготников, направляющихся на санаторно-курортное лечение, стал предметом рассмотрения на рабочем совещании совместно с Департаментом здравоохранения. Принято решение о направлении запроса в Минтруда и соцзащиты, поскольку в новом документе не определено, кто должен финансировать эти расходы.
Неудивительно, что Светлана расстроилась: детский билет от Москвы до Калининграда с 50-процентной скидкой стоит порядка 2-х тысяч рублей, взрослый, соответственно — порядка 4-х тысяч. А ведь нужно еще добраться до Москвы… 20 тысяч рублей, возможно, и не очень большие деньги даже для семьи с ребенком-инвалидом, и найти их можно, однако внезапно такую трату осилить тяжело. К тому же кто поручится, что за две недели до выезда билеты будут в кассах? «Когда мы покупали билеты, хоть и заранее, все равно уже не было тех мест, которые нам бы подошли, пришлось брать дороже, с доплатой по 750 рублей», — рассказывает Светлана Александровна.
На железной дороге расстроенную Светлану Александровну успокоили. Хотя ее талоны оказались в «стоп-листе», билеты, купленные на них, остаются действительными. Как пояснила пресс-секретарь Вологодского отделения СЖД Лилия Сенченко, если человек приобрел в кассах вокзала билеты, то в поезд он в любом случае сядет. Проводник не имеет полномочий не пустить в поезд человека с билетом на руках. А если по данному билету, в котором указан номер талона ФСС, не будет произведена оплата, РЖД потребует ее в судебном порядке — но не с пассажира, адрес которого в базе данных не сохраняется, а с ведомства, выдавшего талон. «В кассы поступают уведомления от Фонда социального страхования о том, какие талоны недействительны, — рассказывает Лилия Юрьевна. — И в случае, если человек с таким талоном пришел за билетом, ему будет отказано». К примеру, по данным железнодорожных касс, Фонд социального страхования прислал уведомление об ошибочно выданных талонах для чернобыльцев. Если люди уже купили на них билет, то отнять такой проездной документ нельзя, а если еще не купили, то в кассах им будет отказано.
В отделении ФСС по Вологодской области сообщили, что в январе 2014 года специальные талоны были выданы 22 гражданам, направляющимся в санатории, в том числе 10 сопровождающим. «Вопросы проезда каждого гражданина рассматриваются региональным отделением индивидуально», — сообщила управляющая отделением Ирина Белякова.