ВУЗское место

[Обзор прессы]

Антон Ткаченко считает, что по плохим ответам нескольких выпускников нельзя судить о качестве работы вуза. | Фото с сайта vk.com

Аспирант Антон Ткаченко, выпускник филфака ВГПУ, «прославил» Вологодскую область, не ответив на вопросы тележурналистов о том, кто убил Лермонтова и какого пола Жорж Санд и Эрих Мария Ремарк.

На прошлой неделе федеральное телевидение присоединилось к активной борьбе с «неэффективными» вузами, в частности — с педагогическими. Напомним, что по результатам мониторинга Минобразования 71% педвузов признаны неэффективными.

Журналист «Вестей» Борис Соболев в своем сюжете «Дно образования» решил проверить уровень педагогического образования, проведя свое исследование.

Зрителям было представлено три фрагмента собеседования на должность школьного учителя. В кадре — представители Московского педуниверситета, среди которых аспирант, в прошлом выпускник филфака вологодского педуниверситета Антон Ткаченко. Судя по записи, Антон настроен не очень серьезно. На вопрос о том, кто Жорж Санд — мужчина или женщина, отвечает: «Мужчина», а Эриха Марию Ремарка называет «женщиной». При этом видно, что Антона развлекают вопросы, и он начинает больше думать не об ответах, а о том, что вообще с ним сейчас происходит.

«Вы что, издеваетесь надо мной?» — улыбается Антон, явно сомневаясь в адекватности происходящего. Далее он пожимает плечами на вопрос «Кто убил Лермонтова?» Вслед за вологжанином еще две девушки, проходящие собеседование, не могут вспомнить, откуда взялись цитаты «Любви все возрасты покорны», «Безумству храбрых поем мы славу» и так далее.

Кадры с провальными ответами будущих учителей литературы возмутили некоторых педагогов, смутили преподавателей вузов, взволновали родителей студентов. В Интернете развернулась целая дискуссия: означает ли сюжет неэффективность работы филфака ВГПУ или же происшедшее стоит отнести к разряду розыгрыша? «Премьер» постарался разобраться в этой нашумевшей истории.

Человек для викторины

По словам учеников и преподавателей Ткаченко, Антона нельзя назвать плохим студентом, аспирантом и учителем. «Нас объединяла общая любовь к театру, этого у него не отнять, — рассказывает доцент кафедры культурологии ВГПУ Людмила Якушева. — Как и того, что он всегда готов развиваться и работать над собой. Он любит то, чем занимается, ему нравится учить и учиться самому». По словам вологодских наставников Антона, литературу в его школе преподавали плохо, и то, чего он достиг на филфаке, достойно похвалы.

Три года Антон Ткаченко практиковался в вологодском многопрофильном лицее, куда редко берут практикантов без определенных заслуг, и это показывает, что у начинающего преподавателя все же есть знания и талант. «Я всегда хотел стать учителем. Долго не знал, какой конкретный предмет выбрать. Филфак выбрал, так как любил читать все-таки, хотя была возможность без экзаменов учиться на истфаке», — говорит Антон.

В интервью «Премьеру» молодой человек признался, что ответил на вопросы неправильно, однако уверен, что этим профессионализм не оценивается, и свою неудачу позором не считает. Он сообщил, что вопросы, заданные ему, были никаким не собеседованием на должность учителя: «У сюжета ясная пиаровская задача — показать, что педагогические вузы плохие. Специально для этого они сделали полуминутную нарезку самых плохих моментов из получасового собеседования, при этом не предупреждая, что эта запись будет как-то использована в дальнейшем», — прокомментировал Антон. Кроме собеседования, было еще два задания: продолжить «У Лукоморья дуб зеленый...» и написать диктант с немыслимым количеством трудных слов.

«Я спрашивал у организаторов, которые стояли с нами у дверей: в чем подвох? Зачем вы набираете молодых специалистов? Не лучше ли пригласить матерых профессионалов!? Ответа не последовало. Это настораживало, — говорит Антон. — „Вы издеваетесь надо мной“ прозвучало, так как меня поразило, почему задают такие вопросы... Что они хотят этим проверить, мне было непонятно. Я-то был уверен, что нужен человек, который будет составлять вопросы для викторины, подыскивать материал и т.д. Они вообще четко работали. Создали обстановку, в которой можно было посмеяться, улыбнуться, расслабиться... Наличие камеры они объяснили тем, что нужно снять потом сюжет „как это было“. И вот результат».

Ткаченко рассказывает, что, кроме начинающих педагогов, собеседование проходили юристы и менеджеры по туризму, но их ответы не показали. «Я думаю, что с их стороны было стремление показать, что педагогические вузы не нужны. Откуда такое мнение? Сейчас школьная литература загнана в угол: часов нет, дети не читают, молодых специалистов в школе нет, в 10-11 классах теперь литературы не будет вовсе, ее заменит „русская словесность“. И тут с экрана федерального телеканала показывают такую провокацию, мол, и учить-то детей некому, куда вам часы и предмет вообще».

Список претензий

После выхода сюжета Антона Ткаченко поддерживают родные, друзья и бывшие ученики, которым неважно, ответил он на эти вопросы или нет. Интересно, что других участниц собеседования «слава» не коснулась, их никто не вспоминает, и все претензии у МПГУ, ВГПУ и других учреждений только к Антону.

«Главное, я не хочу оправдываться: я не хотел, я не знал, я больше так не буду. Получилось так, как есть, хотя я, конечно, знаю, кто Жорж Санд и Эрих Мария Ремарк, — говорит Антон. — Просто выпало из головы, не сообразил, смутился... Причем спроси меня, как умер Булгаков, я бы ответил. А уровень преподавания на филфаке в ВГПУ замечательный. Специалисты великолепные. Я слушал лекции и в МПГУ, мне есть с чем сравнить. Уровень преподавателей в ВГПУ высший. Да если бы мне сказали, что я должен представить определенный вуз, я бы не согласился. Не оттого, что я не уверен в своих знаниях, а потому что, мне кажется, по нескольким выпускникам нельзя определять качество работы вуза, особенно гуманитарных специальностей».

При этом аспирант и преподаватель признается, что уже с 3 курса ему приходилось подрабатывать, и порой он пропускал важные лекции. «Приходилось прогуливать, потому что стипендии не хватает. И многие так. У меня есть знакомые в Италии, так им стипендия позволяет учиться, одеваться, путешествовать по миру. Они учатся, учат языки, стажируются в других странах».

Свою кандидатскую диссертацию вологжанин пишет у автора современных учебников. Также преподаватели и друзья обеспокоены, что у Антона могут возникнуть проблемы с защитой и получением степени.

Тем временем в Московском педуниверситете уже вышел приказ о запрете студентам, магистрантам и аспирантам давать какие-либо интервью и записываться на телеканалах.

Автор:
Марина Чернова, Валентин Иванов