Муниципальным служащим Вологодской городской Думы предлагают лечиться в райцентрах или... платить деньги за процедуры.
«Чтобы, например, получить лекарства, мне нужно ехать в Устье Кубенское, — говорит председатель Вологодской городской Думы Игорь Степанов. — Это ближайшая аптека, которая предусмотрена для нас контрактом. А, скажем, лечь в больницу я могу, например, в селе имени Бабушкина или в Великом Устюге. Конечно, такими услугами пользоваться практически невозможно».
Между тем за услуги, которыми проблемно воспользоваться, уже заплачено из городской казны.
За все заплачено
Действующим законодательством муниципальным служащим предусмотрено медицинское обслуживание и медицинское страхование. В том числе и добровольное медицинское страхование. Основная задача ДМС — обеспечить работнику максимально комфортные условия получения медицинских услуг, в том числе по месту и времени оказания, уровню и качеству медицинской помощи.
Согласно законодательству, городская Дума инициировала проведение открытого конкурса на право заключить контракт по оказанию услуг по ДМС. В прошлом году конкурс выиграла страховая компания «Согласие».
«Мы пользовались услугами наших муниципальных поликлиник по месту жительства, — рассказывают сотрудники аппарата городской Думы. — Никуда не ездили, а просто ходили в больницы и поликлиники, если болели».
В этом году на конкурс заявились четыре страховые компании: «ООО СК «Согласие», ЗАО «Макс», ОАО «Согаз», ООО «СК «Артекс». В итоге выиграла конкурс страховая компания «Артекс».
«Компания применила метод демпингования путем снижения цены контракта более чем на 100 тысяч рублей, — пояснил председатель городского парламента Игорь Степанов. — Согласно действующему законодательству, компания, предложившая наименьшую цену, становится победителем».
2 октября 2012 года в соответствии с законом и по результатам конкурса между городской Думой и СК «Артекс» был подписан контракт на сумму более чем в 200 тысяч рублей.
«Дело в том, что согласно контракту все деньги на обеспечение дополнительного медицинского страхования сразу поступают на счет страховщика, — поясняет Игорь Степанов. — А „выбираются“ услуги потом. То есть мы уже за все заплатили, а потом выбрался победитель конкурса».
Однако вскоре выяснилось, что ни городскими поликлиниками, ни больницами, ни городскими аптеками работники городской Думы пользоваться не смогут...
Лечебный туризм?
Список лечебных учреждений, с которыми работает СК «Артекс», в условиях контракта с городской Думой включает в себя 112 лечебных учреждений, но из них только три (!) в областной столице: Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, областная офтальмологическая больница и ОАО «Компания «Бодрость». Ближайшие аптеки, где могут обслуживаться застрахованные, — в селе Устье или в городе Грязовце, зубные клиники — в Череповце, а получить сервисную палату работник Вологодской городской Думы может, например, в Великом Устюге или селе имени Бабушкина.
«Чтобы лечь в больницу, мне нужно ехать в Бабушкино? — недоумевают работники аппарата Думы. — Хотя можно и в Тарногу. Тарногская ЦРБ тоже есть в списках».
«Я отправилась в „Бодрость“, когда у меня заболел зуб, — рассказала работник городской Думы Эльвира Ефремова. — Это было 15 октября. Но талон на прием к стоматологу мне предложили только на 23 октября. Либо у меня был выбор ехать в Череповец лечиться, потому что там есть уполномоченные стоматологические клиники. Однако я работаю, кто меня отпустит с работы? Зуб болел, я пила обезболивающие и в результате через неделю все-таки пришла на прием. Но оказалось, что нужен снимок зуба, а необходимого оборудования в компании „Бодрость“ нет. Мне предложили сходить в другое лечебное учреждение, заплатить за снимок и снова записаться на прием к стоматологу в „Бодрость“!»
Женщина, конечно, больше терпеть не могла и пошла лечиться за свои собственные деньги в платную клинику.
Интересно, что год назад та же самая страховая компания «Артекс» оказывала услуги в рамках программы медицинского страхования Контрольно-счетной палате г. Вологды. При этом перечень медицинских учреждений состоял из 338 ЛПУ, 86 из которых находятся в г. Вологде. В июне этого года СК «Артекс» также выходила на конкурс, объявленный КСП г. Вологды, где было 102 медицинских учреждения, находящихся в областном центре. А спустя всего пару месяцев выиграла конкурс на добровольное медицинское обслуживание Вологодской городской Думы, оставив всего три медицинских учреждения г. Вологды.
«А для сугубо городской вологодской структуры, то есть городской Думы, работники которой живут и работают только на территории города Вологды, почему-то составляется список из районных больниц и поликлиник», — констатировал Игорь Степанов и обратился с предложением к страховой компании заключить дополнительное соглашение и внести в список городские поликлиники и больницы.
Обмен претензиями
В ответ на предложение председателя Думы директор СК «Артекс» Игорь Иванов сообщил, что изменить условия контракта и внести в список лечебных учреждений дополнительные поликлиники и больницы, которые находятся в Вологде, можно.
«Но они влияют на страховой тариф и увеличивают размер страховой премии, — поясняет 2 ноября в своем письме на имя спикера городского парламента Игорь Иванов. — Но введение подобного перечня лечебно-профилактических учреждений возможно было бы при оплате страховой премии в сумме 331 тысячи рублей».
То есть, «уронив» цену тендера на 100 тысяч, «Артекс» «попросил» больше ста тысяч дополнительных, чтобы городские депутаты и сотрудники аппарата Гордумы лечились в Вологде. Председатель городской Думы Игорь Степанов считает, что все это очень похоже на мошенничество.
«Поэтому я направил все документы на имя прокурора города, — сообщил депутат Степанов. — Пусть прокуратура разберется, почему страховая компания сделала все, чтобы работники Думы не могли воспользоваться медицинскими услугами на всю сумму по полису ДМС, а как известно, „маржа“ (неиспользованные средства) остаются у страховщика. Не в этом ли причина?»
Глава СК «Артекс» Игорь Иванов парирует, что он четко соблюдает ФЗ 94 «О госзакупках», и никаких нарушений нет.
«Никаких требований к географическому расположению лечебных учреждений и к их количеству в конкурсной документации не содержалось, — говорит Игорь Олегович. — Контракт был подписан. Если сейчас мы изменим условия контракта, то тогда мы нарушим закон. Мы этого делать не собираемся».