У бывшего заместителя гендиректора «Северстали», а ныне директора программ бизнес-школы «Сколково» Алексея Германовича есть необычное хобби. В то время как топ-менеджеры крупнейших российских компаний коллекционируют раритетные автомобили, старинное оружие или скупают картины на Сотбис, он и его жена Ксения Никитина собирают расписные деревянные предметы быта из Архангельской и Вологодской областей. Так называемое народное искусство Русского Севера. В коллекции Германовича более 1500 вещей, среди которых: прялки, конские дуги, двери, филёнки и заборки, трепала, рубеля, комоды, сундуки, масляничные санки и другие предметы, украшенные росписями и трехгранно-выемчатой резьбой из Вологодской, Архангельской губерний, Пермского края, Карелии, Коми и других регионов Русского Севера.
Для Алексея Германовича народное искусство стало такой сильной страстью, что он создал целый фонд «Открытая коллекция», целью которого является связать народное искусство с мировыми тенденциями дизайна.
В итоге, молодые дизайнеры из Москвы, Перми и Киева представили свои решения для станций метрополитена, спортивных объектов, грузовиков, цистерн, а также «заводов, газет, пароходов». Для этого проекта А. Германович ангажировал и студентов международной инновационной школы будущего, как принято сейчас называть школу «Сколково». Лучшие работы были представлены на различных выставках, в том числе на первой линия ГУМ-а в рамках фестиваля «Черешневый лес».
В последние дни выставки А.Германович лично провел экскурсию и рассказал об истории своей коллекции специально для членов и друзей закрытого клуба The Dives, предоставляющего консьерж-услуги состоятельным молодым людям.
Коллекция, выставленная на первой линии главного универмага Москвы, переносит зрителей во времена деревенских ярмарок, где можно было купить расписные прялки, дуги и сундуки — must have для каждого уважающего себя человека, жившего сто и более лет назад. Центром экспозиции стала пирамида из расписных прялок, привезённых с юга Архангельской области. Если в наши дни девушки хвастаются нарядами и туфлями, то в старину они мерялись прялками — у кого лучше? Иметь самую красивую прялку, расписанную лучшим мастером, — вот мечта каждой юной деревенской чаровницы ХIХ века.
У деревенских мужчин тоже был свой фетиш и объект гордости — конь, а к нему расписная дуга. Промчаться на тройке, взрывая тишину села колокольчиками, разбавляя белый цвет снега пятнами разукрашенных конских дуг, — желание любого состоятельного по тем временам парня. Рассматривать прялки и конские дуги, представленные на выставке — это примерно как выбирать между «мазератти» и «ламборджини» в реалиях полуторавековой давности.
Если прялки и дуги в деревне выставлялись «на люди», то в домах уют создавали сундуки. Они же служили и символом зажиточности. Что прятали в ярких расписных сундуках сто лет назад? Наверное, хорошее приданое. А если вспомнить, что все шкафы, серванты и комоды произошли от сундука, то это собрание можно считать настоящим символом накопленного богатства.
Начало коллекции было положено в 2005 году, когда в одном из антикварных магазинов Вологды были куплены первые 17 прялок. «Коллекционирование — это страсть, — признаётся А.Германович. — Чувство, которое сложно анализировать. Так сложилось, что мне теперь интереснее поговорить с экспертами о нюксенской росписи, чем обсуждать светские новости на какой-нибудь тусовке».
Этот большой проект меняет отношение современных успешных людей к народному искусству, показывает его живым и понятным. Народное искусство не любит простого созерцания. С ним нужно играть, им нужно любоваться, его нужно задействовать и привлекать.
Коллекционер обратил внимание зрителей на то, как предметы народного искусства и быта ярко и слегка даже иронично смотрятся на фоне дорогих бутиков ГУМ-а: расписные прялки на фоне сумочек Hermes. В этом сочетании прослеживается связь времен, ведь в прошлые века прялки были также дороги для женщинам, как и для современной девушки сумка от Hermes.
Кроме того, лучшим примером востребованности народного искусства служит включение пяти узоров, представленных на этой выставке — двинского, мезенского, ракульского, уфтюжского и тотемского — в лоскутное одеяло, которое стало визуальным образом Олимпийских и Параолимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Самая же заветная мечта Алексея Германовича — отправить в космос российскую ракету с росписью одной из губерний российского севера. А также выставить свою коллекцию на смотровой площадке самого высокого здания в Нью-Йорке, символе финансового благополучия, Empire State Building.
«Нужно, чтобы народные росписи вошли в жизнь каждого россиянина. Мне особенно приятно, что после успешной выставки в сердце России — в ГУМе, выходящем на Красную площадь, наша выставка переезжает в Вологду, откуда началась моя коллекция», — отметил в заключении Алексей Германович.