Вот таким увидели зрители на экране непоседливого Толю Бовыкина.
60 лет назад завершились съемки фильма «Максимка», ставшего кинохитом для послевоенного поколения советских пионеров. Однако мало кто знает, что главную роль — темнокожего юнги — в этой картине сыграл Толя Бовыкин, детство которого прошло в Верховажском районе.
Дитя грузчицы и матроса
Эта история началась в верховажской деревне Ивонино, где в большой крестьянской семье Бовыкиных родилась девочка, получившая имя Александра. Ходила здесь в начальную школу, работала на ферме, вышла замуж за местного паренька. Но личная жизнь не удалась, и Александра Петровна завербовалась в Архангельск, где работала грузчиком в порту и мыла бочки из-под селедки.
С началом Великой Отечественной войны в Архангельск стали приходить английские, канадские и американские суда, по союзническому договору поставлявшие в Советский Союз технику и вооружение. Были в их командах и диковинные в ту пору для северян темнокожие матросы. Молодые моряки флиртовали с архангельскими девушками и приносили с кораблей тушенку и горячий хлеб, что по меркам голодного военного времени делало их очень выгодными кавалерами. В общем, 8 июня 1943 года у Александры Бовыкиной родился темнокожий мальчик. Потомство представителей европеоидной и негроидной рас по-научному именуют мулатами. Их представители, кстати, не всегда бывают темнокожими. Но в маленьком Толе были явно сильнее африканские гены.
Своего отца мальчик никогда не видел. Уже потом мать рассказала, что корабль, на котором служила иностранная команда, был потоплен германской подводной лодкой и отец погиб — но где здесь правда, а где вымысел, теперь уже, естественно, не скажет никто.
По меркам того времени связь советской гражданки с иностранным моряком считалась серьезным проступком, если не преступлением. Можно было запросто схлопотать срок за пособничество в шпионаже. Но Александре Петровне повезло. Ее несколько раз вызывали на допросы, но не арестовали и даже не выслали из Архангельска.
Правда, условия проживания были там у Бовыкиных не очень — комната в деревянном бараке местного лесозавода. Поэтому на лето мать отвозила Толю к себе на родину, в Верховажский район, где темнокожего мальчика запомнили очень шустрым и озорным.
Не робел среди «звезд»
В самом начале 1952 года в архангельском клубе моряков проходила встреча северян с известным киноартистом Николаем Крючковым и сценаристом Григорием Колтуновым. Они-то и заприметили в зале подвижного и бойкого негритенка. Через месяц Толю утвердили на главную роль будущего фильма, снимавшегося по мотивам очень популярных когда-то «Морских рассказов» Константина Станюковича.
Съемки проходили на Черном море, в Одессе, куда 9-летний Толя приехал вместе с мамой. На площадку выходили уже состоявшиеся и будущие звезды отечественного экрана: роль боцмана Матвеича досталась Николаю Крючкову, корабельного врача сыграл Марк Бернес, матроса Артюхина — Михаил Пуговкин, а лейтенанта Горелова — Вячеслав Тихонов. Но и в этой компании шустрый паренек не робел, много озорничал и постоянно шутливо «задирал» Михаила Пуговкина, с которым у него возникли особо доверительные отношения.
По воспоминаниям очевидцев, когда в 1953 году уже готовый фильм привезли в Верховажский район, на его просмотр в сельский ДК пришли все жители Ивонина и окрестных деревень — от мала до велика. А еще через несколько недель в деревню пожаловал и сам киногерой — в модной тогда матроске и на двухколесном детском велосипеде, первым во всей округе.
Кинематографическая слава не изменила Толиного характера. В школе он учился, мягко говоря, посредственно. Бывало, и дрался, и из дома сбегал. А однажды попал в архангельскую транспортную милицию за то, что вместе с другом катался на сцепке грузового поезда.
Интересно, что в «Энциклопедии советского кино» Толя Бовыкин упомянут лишь как исполнитель роли Максимки, но без каких-либо биографических данных. Возможно, из-за своей ранней смерти и сопровождавших ее слухов — мол, связавшегося с нехорошей компанией повзрослевшего Максимку зарезали в пьяной драке. Но реальность оказалась и обыденнее и трагичнее. Летом 1958 года Толя заболел водянкой и скоропостижно скончался в 15-летнем возрасте. Его мать — Александра Бовыкина — пережила сына на три с половиной десятилетия и среди прочих вещей долго хранила фотографию Михаила Пуговкина с дарственной надписью: «Александра Петровна! Я никогда не забуду встреч с вашим сыном! Желаю здоровья! М. Пуговкин».
Сейчас эта карточка хранится в Верховажском историческом музее. Там же находится и несколько киноафиш 50-х годов, сопровождавших выход фильма на экран. По словам сотрудника музея Виктора Пивоварова, на территории Липецкого поселения и сейчас проживают несколько дальних Толиных родственников, также носящих фамилию Бовыкины.
Добавим, что причудливая память о кудрявом мальчике с Севера долгие годы сохранялась и в других городах Советского Союза. В одной из одесских школ существовала пионерская дружина «Максимка», там же, на Украине, в 60-е годы выпускался одноименный сорт шоколадных конфет с улыбающимся темнокожим мальчишкой на фантике. А в Туапсе и сейчас можно увидеть памятник Максимке, изображающий мальчика с матросом. Правда, в постперестроечные годы у последнего отвалилась рука, но недавно памятник отреставрировали и перенесли в один из детских парков.
Легенда о несостоявшемся усыновлении
Легенда о несостоявшемся усыновлении
Любопытные воспоминания о Толе Бовыкине оставил кинооператор Григорий Сигалов:
«Экзотическая внешность Толи Бовыкина привлекла создателей фильма „Максимка“. На роль мальчишку утвердили без проб. Лишь надели кудрявый парик и подмазали лицо гримом. Главная роль в известном фильме не стала для Толи (фамилию которого в титрах перепутали и назвали Бобыкиным) звездной. А ведь Сергей Параджанов заботился о Толе прямо по-отцовски. Как он переживал, когда мать забрала паренька после окончания съемок домой в Архангельск. К тому времени директор картины Корецкий и его жена — знаменитая актриса Опалова — уже поселили мальчика в своей семье, отдали учиться в школу одаренных детей. Как после этого возвращаться в Архангельск, где сверстники кричат ему: „Негр, умойся!“, —
а мать, мойщица селедочных бочек, не в состоянии его защитить? Но у матери свое право. Увезла. Толя прожил дома полгода, заболел воспалением легких, отказался лечиться и тихо умер».
О чем фильм «Максимка»?
Моряки русского корвета «Богатырь» подбирают в море негритенка-слугу с потерпевшего крушение пиратского судна. Матросы окружают его заботой и дают ему имя Максимка. Прежде знавший только окрики и побои хозяев, негритенок привязывается к русской команде. В одном из портов мальчик, рискую жизнью, помогает матросу Лучкину вырваться из рук вербовщиков-пиратов. После этого дружба между негритенком и матросами укрепляется еще больше, и по просьбе команды Максимку оставляют на русском корабле.
(Текст аннотации фильма дается по официальному изданию «Рекламафильм» за 1953 год, когда слова «негр» и «негритенок» еще не являлись запрещенными ревнителями тотальной толерантности).