Как темнокожий Толя стал звездой экрана

[Обзор прессы]
Вот таким увидели зрители на экране непоседливого Толю Бовыкина.Вот таким увидели зрители на экране непоседливого Толю Бовыкина.
60 лет назад завершились съемки фильма «Максимка», ставшего кинохитом для послевоенного поколения советских пионеров. Однако мало кто знает, что главную роль — темнокожего юнги — в этой картине сыграл Толя Бовыкин, детство которого прошло в Верховажском районе.
Дитя грузчицы и матроса
Эта история началась в верховажской деревне Ивонино, где в большой крестьянской семье Бовыкиных родилась девочка, получившая имя Александра. Ходила здесь в начальную школу, работала на ферме, вышла замуж за местного паренька. Но личная жизнь не удалась, и Александра Петровна завербовалась в Архангельск, где работала грузчиком в порту и мыла бочки из-под селедки.
С началом Великой Отечественной войны в Архангельск стали приходить английские, канадские и американские суда, по союзническому договору поставлявшие в Советский Союз технику и вооружение. Были в их командах и диковинные в ту пору для северян темнокожие матросы. Молодые моряки флиртовали с архангельскими девушками и приносили с кораблей тушенку и горячий хлеб, что по меркам голодного военного времени делало их очень выгодными кавалерами. В общем, 8 июня 1943 года у Александры Бовыкиной родился темнокожий мальчик. Потомство представителей европеоидной и негроидной рас по-научному именуют мулатами. Их представители, кстати, не всегда бывают темнокожими. Но в маленьком Толе были явно сильнее африканские гены.
Своего отца мальчик никогда не видел. Уже потом мать рассказала, что корабль, на котором служила иностранная команда, был потоплен германской подводной лодкой и отец погиб — но где здесь правда, а где вымысел, теперь уже, естественно, не скажет никто.
По меркам того времени связь советской гражданки с иностранным моряком считалась серьезным проступком, если не преступлением. Можно было запросто схлопотать срок за пособничество в шпионаже. Но Александре Петровне повезло. Ее несколько раз вызывали на допросы, но не арестовали и даже не выслали из Архангельска.
Правда, условия проживания были там у Бовыкиных не очень — комната в деревянном бараке местного лесозавода. Поэтому на лето мать отвозила Толю к себе на родину, в Верховажский район, где темнокожего мальчика запомнили очень шустрым и озорным.
Не робел среди «звезд»
В самом начале 1952 года в архангельском клубе моряков проходила встреча северян с известным киноартистом Николаем Крючковым и сценаристом Григорием Колтуновым. Они-то и заприметили в зале подвижного и бойкого негритенка. Через месяц Толю утвердили на главную роль будущего фильма, снимавшегося по мотивам очень популярных когда-то «Морских рассказов» Константина Станюковича.
Съемки проходили на Черном море, в Одессе, куда 9-летний Толя приехал вместе с мамой. На площадку выходили уже состоявшиеся и будущие звезды отечественного экрана: роль боцмана Матвеича досталась Николаю Крючкову, корабельного врача сыграл Марк Бернес, матроса Артюхина — Михаил Пуговкин, а лейтенанта Горелова — Вячеслав Тихонов. Но и в этой компании шустрый паренек не робел, много озорничал и постоянно шутливо «задирал» Михаила Пуговкина, с которым у него возникли особо доверительные отношения.
По воспоминаниям очевидцев, когда в 1953 году уже готовый фильм привезли в Верховажский район, на его просмотр в сельский ДК пришли все жители Ивонина и окрестных деревень — от мала до велика. А еще через несколько недель в деревню пожаловал и сам киногерой — в модной тогда матрос­ке и на двухколесном детском велосипеде, первым во всей округе.
Кинематографическая слава не изменила Толиного характера. В школе он учился, мягко говоря, посредственно. Бывало, и дрался, и из дома сбегал. А однажды попал в архангельскую транспортную милицию за то, что вместе с другом катался на сцепке грузового поезда.
Интересно, что в «Энциклопедии советского кино» Толя Бовыкин упомянут лишь как исполнитель роли Максимки, но без каких-либо биографических данных. Возможно, из-за своей ранней смерти и сопровождавших ее слухов — мол, связавшегося с нехорошей компанией повзрослевшего Максимку зарезали в пьяной драке. Но реальность оказалась и обыденнее и трагичнее. Летом 1958 года Толя заболел водянкой и скоропостижно скончался в 15-летнем возрасте. Его мать — Александра Бовыкина — пережила сына на три с половиной десятилетия и среди прочих вещей долго хранила фотографию Михаила Пуговкина с дарственной надписью: «Александра Петровна! Я никогда не забуду встреч с вашим сыном! Желаю здоровья! М. Пуговкин».
Сейчас эта карточка хранится в Верховажском историческом музее. Там же находится и несколько киноафиш 50-х годов, сопровождавших выход фильма на экран. По словам сотрудника музея Виктора Пивоварова, на территории Липецкого поселения и сейчас проживают несколько дальних Толиных родственников, также носящих фамилию Бовыкины.
Добавим, что причудливая память о кудрявом мальчике с Севера долгие годы сохранялась и в других городах Советского Союза. В одной из одесских школ существовала пионерская дружина «Максимка», там же, на Украине, в 60-е годы выпускался одноименный сорт шоколадных конфет с улыбающимся темнокожим мальчишкой на фантике. А в Туапсе и сейчас можно увидеть памятник Максимке, изображающий мальчика с матросом. Правда, в постперестроечные годы у последнего отвалилась рука, но недавно памятник отреставрировали и перенесли в один из детских парков.
5-е место занял фильм «Максимка» по итогам всесоюзного кинопроката 1953 года.33 миллиона зрителей увидели ленту в первый год ее выхода на экран.78 минут длится оригинальная версия фильма, съемки которого продолжались в течение четырех месяцев.

Легенда о несостоявшемся усыновлении
Любопытные воспоминания о Толе Бовыкине оставил кинооператор Григорий Сигалов:
«Экзотическая внешность Толи Бовыкина привлекла создателей фильма „Максимка“. На роль мальчишку утвердили без проб. Лишь надели кудрявый парик и подмазали лицо гримом. Главная роль в известном фильме не стала для Толи (фамилию которого в титрах перепутали и назвали Бобыкиным) звездной. А ведь Сергей Параджанов заботился о Толе прямо по-отцовски. Как он переживал, когда мать забрала паренька после окончания съемок домой в Архангельск. К тому времени директор картины Корецкий и его жена — знаменитая актриса Опалова — уже поселили мальчика в своей семье, отдали учиться в школу одаренных детей. Как после этого возвращаться в Архангельск, где сверстники кричат ему: „Негр, умойся!“, —
а мать, мойщица селедочных бочек, не в состоянии его защитить? Но у матери свое право. Увезла. Толя прожил дома полгода, заболел воспалением легких, отказался лечиться и тихо умер».


О чем фильм «Максимка»?
Моряки русского корвета «Богатырь» подбирают в море негритенка-слугу с потерпевшего крушение пиратского судна. Матросы окружают его заботой и дают ему имя Максимка. Прежде знавший только окрики и побои хозяев, негритенок привязывается к русской команде. В одном из портов мальчик, рискую жизнью, помогает матросу Лучкину вырваться из рук вербовщиков-пиратов. После этого дружба между негритенком и матросами укрепляется еще больше, и по просьбе команды Максимку оставляют на русском корабле.
(Текст аннотации фильма дается по официальному изданию «Рекламафильм» за 1953 год, когда слова «негр» и «негритенок» еще не являлись запрещенными ревнителями тотальной толерантности).
Автор:
Владимир Романов