В Онежском озере ищут канадский самолет

[Обзор прессы]

За время войны в Англии и Канаде было изготовлено 14 тысяч «Харрикейнов». Сейчас в музеях мира и у коллекционеров сохранилось лишь 130 таких машин.

Поисковая экспедиция из Санкт-Петербурга, побывала недавно в Вытегорском районе, на восточном берегу Онежского озера. Участники военно-исторического клуба провели предварительную разведку акватории озера, пытаясь найти на глубине военный самолет канадской сборки, пропавший в этих местах во время Великой Отечественной войны.

Нестандартные галлоны для кадниковских летчиков

Отправной точкой для этих событий можно считать август 1941 года, когда лидеры СССР и Англии договорились о поставках в Советский Союз зарубежной военной техники, столь необходимой тогда на фронтах и в воздухе, где дела у Красной Армии поначалу также не клеились. В числе первоочередной помощи англичане согласились предоставить своему союзнику несколько сотен самолетов «Томагавк» и «Харрикейн» (Hurricane). Транспортные суда везли полуразобранные истребители в Архангельск, там спецгруз перегружали на баржи и по Северной Двине, а далее по Сухоне доставляли в Рабаньгу, на территорию современного Сокольского района. Под Кадниковом, у деревни Филяево, был оборудован полевой аэродром. Там поступавшие по ленд-лизу самолеты заново собирали и поводили предполетную подготовку, тут же шло и обучение экипажей.

Несмотря на некоторую громоздкость, «Харрикейн» оказался прост и послушен в пилотировании, но советские летчики его не особо жаловали. Уже тогда эти истребители проигрывали немецким в скорости и маневренности, а главное, имели слишком «хлипкую» по понятиям наших техников, конструкцию. Их главной ахиллесовой пятой считались деревянные воздушные винты. Они не только ломались при любой нештатной посадке, но и постоянно выходили из строя из-за тряски на взлете, когда самолеты подскакивали на выбоинах в грунтовой полосе. Путались летчики и в маркировке измерительных приборов в кабине. Вместо привычных советскому человеку метров, километров и литров (в остатке горючего) здесь были проставлены футы, мили и галлоны.

Тем не менее самолеты худо-бедно осваивались, частично переделываясь под привычные нашим экипажам стандарты. И потом из Кадникова уже по воздуху переправлялись на полевые военные аэродромы в Бабаевском и Вытегорском районах, откуда и наносили удары по врагу.
С боевого задания не вернулся

Но, как и на любой войне, все это не обходилось без трагических происшествий. Два «англичанина» (в том числе один — в Кадуйском районе) были сбиты по пути на фронт огнем своих же зенитных батарей: из-за непривычной формы они поначалу вводили в заблуждение наблюдателей-корректировщиков на земле. Еще несколько самолетов бесследно пропали. В их числе оказался и «Харрикейн» 11-й серии, построенный по английской технологии на территории Канады. Всего было выпущено только 200 одноместных истребителей такой модификации, и потому немногие сохранившиеся сейчас Hurricane XI очень ценятся у зарубежных коллекционеров.

Один из таких самолетов, не вернувшийся с вылета осенью 1943 года, возможно, и покоится на дне Онежского озера примерно в двух километрах от берега, недалеко от вологодско-карельской административной границы. Наблюдатели на берегу видели, как одна из машин, похожая по виду на английский истребитель, на бреющем полете ударилась о воду и затонула.

Участники санкт-петер­бург­ской экспедиции с помощью оборудованного эхолотом катера установили, что в предполагаемом месте на глубине около 30 метров действительно покоятся части металлической конструкции. Но пока нельзя с полной уверенностью утверждать, что это действительно искомый «Харрикейн», а не остов когда-то затонувшего малого буксира. Экспедиционеры намерены вернуться сюда еще раз, зимой, когда появится возможность провести глубинную видеосъемку с подсветкой непосредственно в искомом квадрате поисков. Правда, его точные координаты по ряду причин пока держатся санкт-петербуржцами в секрете.

Вологодские водолазы остались без видеодвоек

Отметим, что это уже не первая самолетнопоисковая экспедиция в Вытегорском районе. В начале 90-х годов под эгидой журнала «Огонек» проводилась операция по подъему из озера Тугаш двухмоторного финского гидросамолета (он прилетел забирать группу финских диверсантов, но был обстрелян из засады, вынужденно приводнился, а впоследствии был добит прилетевшими истребителями врага и затонул). Интересно, что для водолазной работы были привлечены специалисты вологодской спасательной станции, которым в качестве гонорара посулили сверхмодные тогда видеодвойки (видеомагнитофон + телевизор).

Остатки гидросамолета зацепили прочным тросом и со второй попытки вытянули-таки из донного ила. В Анненском Мосту поднятый «Хейнкель» погрузили на баржу и вывезли в Прибалтику. Тогда-то и выяснилось, что экспедиция «Огонька» — не более чем звучное прикрытие аферы предприимчивых москвичей, которые намеревались продать самолет за 150 тысяч фунтов стерлингов английскому коллекционеру военной техники. Но «вытегорский» самолет так и не смог покинуть пределов Литвы и сгнил в одном из ангаров клайпедского порта. Кстати, обещанных видеодвоек вологодские водолазы тогда так и не получили.
Автор:
Владимир Романов