За время войны в Англии и Канаде было изготовлено 14 тысяч «Харрикейнов». Сейчас в музеях мира и у коллекционеров сохранилось лишь 130 таких машин.
Поисковая экспедиция из Санкт-Петербурга, побывала недавно в Вытегорском районе, на восточном берегу Онежского озера. Участники военно-исторического клуба провели предварительную разведку акватории озера, пытаясь найти на глубине военный самолет канадской сборки, пропавший в этих местах во время Великой Отечественной войны.Отправной точкой для этих событий можно считать август 1941 года, когда лидеры СССР и Англии договорились о поставках в Советский Союз зарубежной военной техники, столь необходимой тогда на фронтах и в воздухе, где дела у Красной Армии поначалу также не клеились. В числе первоочередной помощи англичане согласились предоставить своему союзнику несколько сотен самолетов «Томагавк» и «Харрикейн» (Hurricane). Транспортные суда везли полуразобранные истребители в Архангельск, там спецгруз перегружали на баржи и по Северной Двине, а далее по Сухоне доставляли в Рабаньгу, на территорию современного Сокольского района. Под Кадниковом, у деревни Филяево, был оборудован полевой аэродром. Там поступавшие по ленд-лизу самолеты заново собирали и поводили предполетную подготовку, тут же шло и обучение экипажей.
Несмотря на некоторую громоздкость, «Харрикейн» оказался прост и послушен в пилотировании, но советские летчики его не особо жаловали. Уже тогда эти истребители проигрывали немецким в скорости и маневренности, а главное, имели слишком «хлипкую» по понятиям наших техников, конструкцию. Их главной ахиллесовой пятой считались деревянные воздушные винты. Они не только ломались при любой нештатной посадке, но и постоянно выходили из строя из-за тряски на взлете, когда самолеты подскакивали на выбоинах в грунтовой полосе. Путались летчики и в маркировке измерительных приборов в кабине. Вместо привычных советскому человеку метров, километров и литров (в остатке горючего) здесь были проставлены футы, мили и галлоны.
Участники санкт-петербургской экспедиции с помощью оборудованного эхолотом катера установили, что в предполагаемом месте на глубине около 30 метров действительно покоятся части металлической конструкции. Но пока нельзя с полной уверенностью утверждать, что это действительно искомый «Харрикейн», а не остов когда-то затонувшего малого буксира. Экспедиционеры намерены вернуться сюда еще раз, зимой, когда появится возможность провести глубинную видеосъемку с подсветкой непосредственно в искомом квадрате поисков. Правда, его точные координаты по ряду причин пока держатся санкт-петербуржцами в секрете.
Отметим, что это уже не первая самолетнопоисковая экспедиция в Вытегорском районе. В начале