В августе 1991 года после провала ГКЧП вологодские чекисты чистили свои архивы самым незамысловатым способом — с помощью огня. Среди других материалов было списано и передано на уничтожение несколько папок с таинственной надписью «Привидения и призраки»..
Из огня да в полымя
Чудесным образом избежав огня, папки попали к ныне покойному бизнесмену и политику Михаилу Сурову, и он щедро разрешил мне познакомиться с ними поближе.
Оказалось, что наследники товарища Дзержинского кропотливо собирали все слухи, сплетни и байки, некоторые из них до поры подшивали в папки, а некоторые «пускали в дело».
Например, за свой рассказ о привидении Сталина в парке ВРЗ слесарь Вологодского вагоноремонтного завода едва не получил восемь лет, но Сталин почил в бозе, и дело было тут же закрыто «за ненадобностью».
И в той же самой папке
— рассказ о привидении товарища Берии, встреченном участковым милиционером поздней осенью 1941 года в доме по улице Орлова, 15-а.
Войдя через калитку све-жепостроенного забора, товарищ участковый замер без движения, увидев в кресле-качалке всемогущего Лаврентия Павловича Берия, облик которого был известен всему советскому народу.
— Ви что хотели, товарищ?
— спросил Берия, уколов нежданного гостя проблесками своего пенсне. Но милиционер не успел ответить, поскольку подоспевшая охрана скрутила его, обыскала и вытолкала взашей. И этим дело не кончилось. На следующий же день незадачливого сотрудника рабоче-крестьянской милиции уволили из органов и отправили рядовым солдатом на фронт.
Но урок не пошел впрок. И уже в следующем, 1942 году по городу пошли гулять слухи о привидении Сталина. Скорее всего, и на сей раз мистика была ни при чем. В это же время на Соборной горке в условиях высочайшей секретности строили резервный бункер Сталина. один из множества бункеров, рассеянных по всемуСССР.
Под землей
Город Вологда, как и положено средневековой крепости, начинался с подземелий. На Соборной горке первые подземелья появились еще при Иване III, когда в Вологде было построено хранилище для государевой казны.
При Иване Грозном на подземном строительстве в недрах Соборной горы работала целая армия землекопов. От дворца Ивана Грозного потянулась сложная система ходов к Софийскому собору, к подземным хранилищам, к неприметному домику на противоположном берегу реки Вологды. Один из выходов этого лабиринта известен — он увенчан глухой замуровкой в подвале нынешнего Музея кружева (ранее — здание областного управления Государственного банка).
А спустя почти полтысячи лет, при Иосифе Грозном, под землю загоняли уже целые заводы, госпитали, командные пункты. Сегодня никто не может сказать точно, сколько именно спецобъектов — бункеров, тоннелей, убежищ, складов и всего прочего — было построено для Минобороны, Минсредмаша, Минобщема-ша и других сталинских наркоматов. Проблематично вспомнить и все подземные бункеры Сталина. Известно о тайном строительстве подобных объектов в Москве, Сталинграде, Саратове, Ярославле, Горьком, Ульяновске, Казани, Вологде..
Где еще? Вопрос риторический. Документы уничтожены вместе с бесправными «зэка», строившими эти объекты. А проектировщики и прорабы, несшие суровую ответственность за разглашение государственной тайны, сначала молчали из страха, а потом ушли в Вечность вслед за строителями и самим Сталиным...
В ноябре 1941 года выгружавшиеся с поезда части непонятной машины и большие ящики свозили к перекрестку улицы Бурмагиных и Паркового переулка. В большой и хорошо охраняемой палатке происходила сборка подземного самоходного аппарата, предназначенного для скрытного продвижения под землей. Одним из его разработчиков был доктор технических наук Павел Ильич Страхов, позднее написавший автобиографическую повесть «Бункер Сталина».
Опытный вариант аппарата к 1941 году успешно прошел испытания, показав максимальную скорость проходки — 15 метров в час. Запаса кислорода, воды и продуктов водителю хватало примерно на неделю.
С помощью этого аппарата и был построен комплекс сооружений, который можно условно назвать бункером Сталина. Это относительно небольшое помещение, предназначавшееся для вождя и его окружения, в ударные сроки построили к февралю 1942 года.
Бывал ли здесь сам товарищ Сталин, достоверно не доказано. Но в мемуарах уроженца Вологодчины Ивана Серова, в ту пору заместителя Лаврентия Берия, утверждается, что Сталин приезжал в Вологду трижды — в 1941-м, 1942-м и 1945-м.
В 1945 году Сталин в сопровождении охраны якобы прогуливался по Вологде в предрассветный час, побывав на Осоавиахимовской улице у дома своей собственной ссылки (ныне здесь дом-музей). Чуть позади малым ходом шел его автомобиль. Возле дома на Осоавиахимовской его несколько раз видели во-логжане.
Так что, похоже, нет никакой мистики в рассказах вологжан о привидении Сталина, разгуливавшем под окнами своего музея. Только в ту пору многие скорее поверили бы в привидение, чем в ЖИВОГО СТАЛИНА, разгуливающего в центре Вологды.
Автомобиль-призрак
Вследствие особой любви товарища Сталина к автомобилям марки «Паккард» в 1937 году было решено купить партию лимузинов «Паккард» Twelve-1508 по 4089 долларов за штуку. Закупили оптом 52 лимузина, половину из них Сталин приказал бронировать, что и сделали на ЗиСе.
И вот один из этих автомобилей, лимузин с 12-цилиндровым форсированным двигателем в 200 лошадиных сил, много лет спустя нашел в Вологде Михаил Суров. Порядком постаревший «Паккард» выкатили из еще более ветхого каретника, погрузили в фуру КамАЗа и увезли на реставрацию. Через месяц Суров расплачивался с умельцем, вернувшим лимузину первозданный вид, что, впрочем, было совсем несложно. Пришлось заменить ссохшуюся от времени резину, перетянуть кожу на сиденьях да освежить салон (целые поколения кошек, выросших в салоне лимузина, оставили неизбежные следы жизнедеятельности). На всякий случай перебрали и движок, хотя, по отзывам привлеченного автомастера, мотор был в идеальном состоянии.
По всему это и был автомобиль, следовавший за призраком Сталина вдоль по Вологде.
Где сейчас эта историческая машина? Мне известно лишь то, что сияющий лаком раритетный автомобиль сгружали в Москве вблизи Рублево-Успенского шоссе, и принимали его работники МЧС. Дальнейшие следы теряются в тумане времени.