Вологодские «привидения»

[Обзор прессы]

В августе 1991 года после провала ГКЧП вологодские чекисты чистили свои архивы самым незамысловатым способом — с помощью огня. Среди других материалов было списано и передано на уничтожение несколько папок с таинственной надписью «Привидения и призраки»..

Из огня да в полымя
Чудесным образом избежав огня, папки попали к ныне покойному бизнесмену и по­литику Михаилу Сурову, и он щедро разрешил мне позна­комиться с ними поближе.
Оказалось, что наследники товарища Дзержинского кро­потливо собирали все слухи, сплетни и байки, некоторые из них до поры подшивали в папки, а некоторые «пускали в дело».
Например, за свой рассказ о привидении Сталина в пар­ке ВРЗ слесарь Вологодского вагоноремонтного завода едва не получил восемь лет, но Сталин почил в бозе, и дело было тут же закрыто «за ненадобностью».
И в той же самой папке
— рассказ о привидении то­варища Берии, встреченном участковым милиционером поздней осенью 1941 года в доме по улице Орлова, 15-а.
Войдя через калитку све-жепостроенного забора, то­варищ участковый замер без движения, увидев в кресле-качалке всемогущего Лаврен­тия Павловича Берия, облик которого был известен всему советскому народу.
— Ви что хотели, товарищ?
— спросил Берия, уколов не­жданного гостя проблесками своего пенсне. Но милици­онер не успел ответить, по­скольку подоспевшая охрана скрутила его, обыскала и вы­толкала взашей. И этим дело не кончилось. На следующий же день незадачливого со­трудника рабоче-крестьян­ской милиции уволили из ор­ганов и отправили рядовым солдатом на фронт.
Но урок не пошел впрок. И уже в следующем, 1942 году по городу пошли гулять слухи о привидении Сталина. Ско­рее всего, и на сей раз мисти­ка была ни при чем. В это же время на Соборной горке в ус­ловиях высочайшей секретно­сти строили резервный бункер Сталина. один из множества бункеров, рассеянных по всемуСССР.
Под землей
Город Вологда, как и поло­жено средневековой крепо­сти, начинался с подземелий. На Соборной горке первые подземелья появились еще при Иване III, когда в Вологде было построено хранилище для государевой казны.
При Иване Грозном на под­земном строительстве в не­драх Соборной горы работала целая армия землекопов. От дворца Ивана Грозного по­тянулась сложная система ходов к Софийскому собору, к подземным хранилищам, к неприметному домику на противоположном берегу реки Вологды. Один из выхо­дов этого лабиринта известен — он увенчан глухой замуров­кой в подвале нынешнего Музея кружева (ранее — зда­ние областного управления Государственного банка).
А спустя почти полтысячи лет, при Иосифе Грозном, под землю загоняли уже целые за­воды, госпитали, командные пункты. Сегодня никто не может сказать точно, сколько именно спецобъектов — бунке­ров, тоннелей, убежищ, скла­дов и всего прочего — было построено для Минобороны, Минсредмаша, Минобщема-ша и других сталинских нарко­матов. Проблематично вспом­нить и все подземные бункеры Сталина. Известно о тайном строительстве подобных объ­ектов в Москве, Сталинграде, Саратове, Ярославле, Горьком, Ульяновске, Казани, Вологде..
Где еще? Вопрос риториче­ский. Документы уничтожены вместе с бесправными «зэка», строившими эти объекты. А проектировщики и прорабы, несшие суровую ответствен­ность за разглашение государ­ственной тайны, сначала мол­чали из страха, а потом ушли в Вечность вслед за строителями и самим Сталиным...
В ноябре 1941 года выгружавшиеся с поезда части не­понятной машины и боль­шие ящики свозили к пере­крестку улицы Бурмагиных и Паркового переулка. В боль­шой и хорошо охраняемой палатке происходила сборка подземного самоходного ап­парата, предназначенного для скрытного продвижения под землей. Одним из его раз­работчиков был доктор тех­нических наук Павел Ильич Страхов, позднее написавший автобиографическую повесть «Бункер Сталина».
Опытный вариант аппа­рата к 1941 году успешно про­шел испытания, показав мак­симальную скорость проход­ки — 15 метров в час. Запаса кислорода, воды и продуктов водителю хватало примерно на неделю.
С помощью этого аппарата и был построен комплекс соору­жений, который можно услов­но назвать бункером Сталина. Это относительно небольшое помещение, предназначавшее­ся для вождя и его окружения, в ударные сроки построили к февралю 1942 года.
Бывал ли здесь сам това­рищ Сталин, достоверно не доказано. Но в мемуарах уро­женца Вологодчины Ивана Серова, в ту пору заместителя Лаврентия Берия, утвержда­ется, что Сталин приезжал в Вологду трижды — в 1941-м,1942-м и 1945-м.
В 1945 году Сталин в сопро­вождении охраны якобы про­гуливался по Вологде в пред­рассветный час, побывав на Осоавиахимовской улице у дома своей собственной ссыл­ки (ныне здесь дом-музей). Чуть позади малым ходом шел его автомобиль. Возле дома на Осоавиахимовской его несколько раз видели во-логжане.
Так что, похоже, нет ни­какой мистики в рассказах вологжан о привидении Сталина, разгуливавшем под окнами своего музея. Только в ту пору многие скорее пове­рили бы в привидение, чем в ЖИВОГО СТАЛИНА, разгули­вающего в центре Вологды.
Автомобиль-призрак
Вследствие особой любви товарища Сталина к автомоби­лям марки «Паккард» в 1937 году было решено купить партию лимузинов «Паккард» Twelve-1508 по 4089 долларов за штуку. Закупили оптом 52 лимузина, половину из них Сталин приказал бронировать, что и сделали на ЗиСе.
И вот один из этих авто­мобилей, лимузин с 12-ци­линдровым форсированным двигателем в 200 лошадиных сил, много лет спустя нашел в Вологде Михаил Суров. По­рядком постаревший «Пак­кард» выкатили из еще более ветхого каретника, погрузили в фуру КамАЗа и увезли на реставрацию. Через месяц Су­ров расплачивался с умельцем, вернувшим лимузину перво­зданный вид, что, впрочем, было совсем несложно. При­шлось заменить ссохшуюся от времени резину, перетянуть кожу на сиденьях да освежить салон (целые поколения ко­шек, выросших в салоне ли­музина, оставили неизбежные следы жизнедеятельности). На всякий случай перебрали и движок, хотя, по отзывам при­влеченного автомастера, мотор был в идеальном состоянии.
По всему это и был автомо­биль, следовавший за призра­ком Сталина вдоль по Вологде.
Где сейчас эта историче­ская машина? Мне известно лишь то, что сияющий лаком раритетный автомобиль сгру­жали в Москве вблизи Рубле­во-Успенского шоссе, и при­нимали его работники МЧС. Дальнейшие следы теряются в тумане времени.
Автор:
Павел Шабанов