Яблоко раздора

[Обзор прессы]

«Макбуки» от «Apple», в принципе, по функционалу не сильно отличаются от более привычных в России ноутбуков, но стоят куда дороже. | Фото с сайта md322ll_szokcen.com

Компьютерные классы всех вологодских школ пытались оснастить дорогостоящими ноутбуками фирмы «Apple». После вмешательства директоров учреждений процесс был остановлен, и в классы поступят ноутбуки по более скромным ценам.

«В прошлом году мой четвероклассник пришел домой и сказал: «Папа, а у нас в школе такой же, как у тебя, компьютер „Apple“ (всемирно известная компания по производству компьютерной техники, в переводе с английского — „яблоко“)! У нас, правда, ноутбуки очень красивые, белые, а называют их „макбуками“!»

Новость поразила вологжан: откуда в обычной вологодской школе в начальных классах такое дорогостоящее оборудование, которое обычно используют профессиональные компьютерщики?

Как рассказывает Иван Артемьев, системный администратор одного из вологодских банков, "Макбук«(MacBook) — представитель семейства ноутбуков от «Apple». Корпус изготовлен из поликарбоната белого цвета. «MacBook» предлагает набор различных составляющих суперсовременного уровня — видеокарту, процессор, ЖК-экран высокого разрешения, скоростную сетевую карту, беспроводные средства связи, цифровые (оптические) и аналоговые аудиовход и аудиовыход и многое другое.

«Плюсов у такой техники — огромное количество, — говорит специалист. — Минус один — цена». В Интернет-магазинах «макбуки» стоят в разы дороже, чем даже самые навороченные ноутбуки других компаний, — от 40 до 90 тысяч рублей. По данным «Премьера», для начальных классов нескольких вологодских школ, которые первыми перешли на новые образовательные стандарты, были приобретены ноутбуки за 55 тысяч рублей каждый. Но размах деятельности Департамента образования Вологодской области ширится, и в этом году планировалось оснастить школы «макбуками»... аж за 65 тысяч рублей каждый! Зачем «первоклашкам» такая элитная техника? «Премьер» попытался найти ответ на щекотливый вопрос.

Лучше не бывает?

По нашей информации, тягу к технике компании «Apple» Департамент образования и другие структуры правительства демонстрируют не первый раз. Например, именно на «макбуках» работают педагоги, участвующие в проекте дистанционного образования для инвалидов Вологодской области. По отзывам учителей, техника действительно идеально подходит для образовательных целей. За три года его гарантийной работы ни один «макбук» не вышел из строя.

«Эта техника активно используется в Америке для обучения, — рассказывают организаторы поставок „макбуков“ в Вологду. — Она добралась и до нас, например, в питерском институте связи имени Бонч-Бруевича уже на первом курсе студентам выдают именно „макбуки“. Похожая ситуация — в московских вузах и гимназиях».

Выбор техники «Apple», который был сделан на средства федеральной программы модернизации, оправдывается тем, что даже в начальной школе дети должны работать на современной технике, которая совместима со всем программным обеспечением. В итоге в школы №№ 4, 16 и некоторые другие попали «макбуки» с 3 операционными системами. Техника может использоваться для занятий как в 1, так и в 10 классе благодаря установленным «лего», «микроскопу» и так далее. Огромный плюс — в том, что такой компьютерный класс мобилен.

«Это как „мерседес“ среди машин», — восхищаются программисты. Однако настоящие хозяйственники сомневаются в том, что выбор сделан верно. Ведь на стоимость одного «макбука» можно купить три-четыре компьютера или ноутбука! Выгода очевидна.

Странно, что мнения директоров школ, которые из-за выбранного профиля давно работают с техникой, не учитывались. Не учитывался и профиль школ. Например, в лицее № 32 учатся желающие углубленно изучать информатику, экономику и другие научные дисциплины. Казалось бы, кому еще работать на «макбуках»? Но поскольку начальные классы сократили в результате реорганизации, лицею «макбуки» не достались.

«Всего в нашем лицее 4 компьютерных класса, всего 106 компьютеров. Также в каждом кабинете оборудовано рабочее место учителя, — говорит директор Елена Беляева. — Также есть 2 обычных ноутбука в библиотеке. С одной стороны, мобильность последних — на руку учителю, с другой — больше сложностей с ремонтом, как нам объясняли программисты и представители компаний».

Когда руководство обсуждало со сторонними программистами, какую именно технику закупать для лицея, специалисты пришли к выводу — не ноутбуки. «Причина в том, что необходимо ежегодно их не только ремонтировать, но и улучшать, приобретать дорогостоящее программное оборудование для каждой машины, — делится Елена Львовна. — Это очень большие траты, на которые нужна особая статья расходов».

Торги приостановлены

Есть и еще одна сложность, связанная с внедрением в начальную школу современной техники. «В связи с реорганизацией и сокращением расходов в нашей школе в первую очередь сократили психолога и... учителя информатики, — рассказывает вологжанка Ольга Белова. — Когда в школу привезли ноутбуки, выяснилось, что денег на учителей информатики не выделили, а информатику вести надо».

В итоге науку стали преподавать... учителя начальной школы. «Они — люди немолодые уже и даже после курсов переквалификации не могут в себя прийти от ужаса, осваивая непонятную науку», — делятся родители.

Когда весной этого года Департамент образования собрал директоров городских и районных школ, многие руководители не польстились на красноречивую рекламу «макбуков». По нашей информации, очередную поставку планировалось совершить из расчета 65 тысяч рублей за ноутбук. «Директора настояли на том, чтобы в ноутбуке было всего две операционные системы, а это значит, что в этом году для всех школ будет приобретено другое, более дешевое оборудование», — рассказывают очевидцы.

Галина Зарайская, директор школы № 4, получившей «макбуки» в прошлом году, говорит, что тогда она как руководитель не могла выбирать технику: «Не мы решаем, что закупать, а Департамент образования. Было известно только то, что поступил компьютерный класс. Затем мы подписывали накладные и отчитывались». В этом году школа как юридическое лицо должна была сама участвовать в электронных торгах. По словам директора, техника уже выбрана более дешевая. Однако процесс закупки застропорился, торги приостановлены. По нашей информации, федеральная антимонопольная служба взяла происходящее под контроль.

Впрочем, вологодские школы в любом случае не пропадут. «Главное — это не ноутбуки. Самое важное — это методика преподавания, талант учителя. Учили же мы детей без ноутбуков!» — говорит директор школы № 1 Ирина Смирнова.

Автор:
Марина Чернова