Сумеют ли пенсионеры не запутаться в грядущем обилии пластиковых карт?
В Вологде стартует проект электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Терминалы уже установлены в 40% автобусов, участвующих в проекте. Но не усложнит ли нововведение жизнь пассажиров?
«Премьер» узнал все о новом проекте. Где и когда можно приобрести новые электронные проездные для проезда всех пассажиров? Почему владельцам карты «Забота» увеличили время «льготного» проезда? Когда карта «Забота» станет современным проездным?..
С октября в автобусах предприятия ПАТП-1 можно будет ездить по электронным билетам, которые позволяют сэкономить на проезд. На первом этапе в октябре вологжане смогут воспользоваться бумажными электронными картами двух видов.
Изменится система проезда и для пользователей карты «Забота», которым после отмены льготного проездного предоставят различные варианты в зависимости от того, насколько часто ездит пенсионер.
Самое главное — то, что теперь будут рады как новаторы, одобряющие перемены к лучшему, так и консерваторы. Ведь старая схема проезда сохранится на 100%, и билет на проезд можно будет по-прежнему приобрести у кондуктора.
Для всех: бумажные электронные карты и электронный кошелек
Электронная система оплаты, которая традиционна для стран Европы и Америки, существует лишь в нескольких крупных городах России. Для такого города как Вологда введение электронной системы оплаты — уникальный эксперимент. «Вологжанам будет интересна электронная система оплаты. Это удобно как для пассажиров, так и для нас, — рассказывает Алексей Карулин, директор ПАТП-1. — Новая система дает множество вариантов различных тарифов, позволяет облегчить для предприятия систему расчетов и сократить время на работу с мелкими деньгами». Например, проездные одного дня, которые сейчас существуют в ПАТП-1, остаются порой невостребованными, и получается, что эти остатки — ненужные расходы для предприятия.
Для того чтобы узнать автобус ПАТП-1, где действует электронная система оплаты, сотрудники предприятия обозначат транспортное средство яркой наклейкой на внешнем корпусе «Электронная Вологда». 156 автобусов ПАТП-1 обслуживают 23 востребованных маршрута, в том числе №№ 6, 8, 10, 12, 16, 17, 18, 19, 25, 28 и другие (полный список автобусов ниже).
Постепенно количество транспортных средств, участвующих в проекте, будет увеличиваться. На середину октября терминалами оборудовано около 40% автобусов ПАТП-1. Устройства будут размещены во всех автобусах, а в декабре к проекту присоединятся троллейбусы «Вологдаэлектротранса».
Бумажные электронные карты
Уже в октябре в продажу поступят бумажные электронные карты. Первая «15 по 15» стоимостью 225 рублей будет рассчитана на 15 поездок по 15 рублей. Вторая «30 по 14» стоимостью 420 рублей соответственно рассчитана на 30 поездок по 14 рублей. Приобрести эти карты нового образца можно в пунктах продажи проездных билетов ПАТП-1, в киосках «Роспечати» и в отделениях «Почты России».
Огромный плюс — в том, что карты бессрочные. Чтобы воспользоваться ими, нужно поднести карту к терминалу, установленному на стойках у дверей автобуса (всего их в каждом автобусе будет четыре), и подождать
На чеке, который нужно сохранять до конца поездки, будут обозначены дата, время проезда, госномер автобуса и количество оставшихся поездок.
Электронный кошелек
Электронный кошелек, который является еще одним вариантом для оплаты проезда всех вологжан в автобусах предприятия ПАТП-1, представляет собой пластиковую карту, которую можно постоянно пополнять. Она появится в продаже чуть позже, в ноябре. Кроме того, проезд будут оплачивать, как и при использовании бумажных электронных карт, через установленные в автобусе терминалы.
У держателей электронного кошелька появляется свой бонус — возможность бесплатной пересадки на другой автобус ПАТП-1 в течение 30 минут. «Мы будем „обкатывать“ данную систему, и если времени для пересадки будет мало, возможно, интервал будет увеличен», — говорит Алексей Карулин.
Для пользователей карты «Забота»: новый проездной и новая карта
Согласно решению областного правительства льготы на проезд в Вологде были отменены для всех категорий (в том числе и для федеральных льготников). Эта мера побудила руководство городской администрации разработать новую систему, позволяющую владельцам карты «Забота» тратить на проезд меньше средств.
Во-первых, глава города Вологды Евгений Шулепов предложил снять ограничения по времени пользования картой «Забота». Теперь она будет действительна весь период работы общественного транспорта с раннего утра до позднего вечера. Причем стоимость билета для пенсионеров и многодетных семей не изменится, она также будет 10 рублей вместо существующих 16 рублей. Билет можно приобрести, как и прежде, у кондуктора.
Во-вторых, уже 28 сентября в продаже появится новый бумажный проездной для владельцев карты «Забота». Стоить он будет 500 рублей, срок действия — один месяц. Действовать он будет только на маршрутах ПАТП-1. Вместе с проездным билетом пассажиру необходимо будет предъявлять и дисконтную карту «Забота», хотя, как говорит руководитель ПАТП-1, кондукторы будут требовать документы, только когда проездной будет предъявлять не пенсионер, а студент. Приобрести этот проездной можно будет при предъявлении дисконтной карты «Забота» в почтовых отделениях города и в киосках агентства «Роспечать».
В-третьих, чуть позже, в ноябре, пенсионеры смогут тратить на поездки гораздо меньше 500 рублей. «Сама карта „Забота“ претерпит изменения, она станет пластиковой. На ней появится фотография владельца. Плюс в том, что пенсионерам не нужно будет искать документы, удостоверяющие личность», — рассказывает Алексей Васильевич.
Обновленная карта «Забота» будет участвовать в проекте единых платежей. Карту можно будет пополнять, на нее планируется записывать ежемесячный проездной. Также на пластиковую карту планируется зачислять любые суммы, которые могут тратиться на проезд. «Например, если пенсионер ездит нечасто, он сможет зачислить на карту средства и использовать их тогда, как ему нужно», — объясняет Алексей Васильевич. В то же время до конца декабря можно будет приобрести и обычный, бумажный проездной «Забота».
«Жизнь для владельцев карты „Забота“ никак не изменится. Все действия будут теми же самыми, — говорит директор ПАТП-1 Алексей Карулин. — Но пенсионеры смогут выбрать, что им удобнее — ездить со скидкой или же приобретать проездной на месяц. Мы уверены, что вологжане одобрят новшества, а мы в свою очередь сделаем так, чтобы переход на новую систему был максимально безболезненным».
Маршруты карты «Забота»
№№ 1, 2, 5, 6, 7, 8,