Снос дома Рогова в Петербурге охраняла полиция. Заповедный Плёс упаковывают в асфальтименем семьи Медведевых. Совсем плохи дела в юбилейном Изборске. Когда весёлые бульдозеристы прикрываются государством, спорить с ними несколько сложнее. Впрочем, иногда дело решается и без участия бульдозеров, вот например: ликвидация уникальной деревянной церкви в также юбилейном Белозерске, заказанная и оплачиваемая самим Министерством культуры. Храм разобран два года назад, его реставрация должна была окончиться к
Храм Ильи Пророка, построенный на посаде древнего города Белозерска в 1696 году — не только замечательный образец средневековой деревянной архитектуры, но уникальный художественный комплекс, соединяющий в себе иконопись и настенную живопись. В интерьере сохранилась редчайшая сюжетная роспись на бревнах, живописное «небо», иконостас, расписной портал. Кроме того, храм — один из последних уцелевших примеров не сельской, но городской посадской деревянной церкви. Исследователь Игорь Шургин писал, что на примере этого памятника «можно говорить о том, что в
В 2011 году на реставрацию Ильинской церкви были выделены деньги по программе «Культура России». Торги объявили только в конце апреля, и по условиям контракта весь объем работ на многоярусном храме требовалось выполнить за 4,5 месяца. Победителем оказалась фирма, которая никогда не занималась деревянными памятниками, не имела своевременно заготовленных материалов.
Благодаря вмешательству членов Научно-методического совета при МК РФ итоги конкурса были признаны недействительными и объявлены новые торги, но за один месяц удалось выполнить лишь незначительный объем работ (заложить новый фундамент и окладной венец). Казалось, печальный опыт прошлого года должен был содействовать корректной организации торгов на завершение работ в следующем году, но этого, к сожалению, не произошло. В текущем году конкурс на реставрацию Ильинской церкви объявлен только 28 апреля, более того, смета на проведение работ этого года, подготовленная нашей фирмой, подверглась пересмотру в ООО «Специализированная организация «Торги и консалтинг», в результате чего стоимость работ необоснованно уменьшена на 4 млн. рублей, и полный объем работ по восстановлению памятника надо выполнить за 3,5 месяца.
Одна только разборка здания в 2010 году заняла полтора месяца. Совершенно очевидно, что за отведенный срок можно сделать только очень плохой новодел, то есть бюджетные деньги будут потрачены на уничтожение уникального памятника национальной архитектуры. Заказчиком этих работ выступает Министерство культуры.
Следует признать, что такая практика организации торгов, когда для производства реставрационных работ остаются несколько месяцев зимы-осени, стала постоянной и очень выгодна для фирм-однодневок. Ни один уважающий себя профессионал не может участвовать в торгах на подобных условиях. Кроме того, для строительства на Севере традиционно использовали лес зимней заготовки. Ни одна фирма не в состоянии делать запасы зимней древесины, не будучи уверенной в получении заказа, а
Я пытался привлечь внимание специалистов МК РФ к данным проблемам, в частности, просил согласовать использование применительных расценок, что позволило бы сохранить индивидуальность, неповторимость памятника. Со мной согласились, но ответили, что «вопрос оплаты ... может быть решен лишь в рамках применения расценки на работу, представленную в проектной документации». Но проект делала другая фирма, которая не имеет ни малейшего представления об исторических технологиях в реставрации.
Полноценная реставрация с использованием исторических технологий требует высокой степени исследовательских работ и опыта по реставрации деревянной архитектуры. Нельзя бесконечно менять подрядчиков при реставрации одного памятника, поскольку его исследования продолжаются и на этапе производства работ.
Ситуация этого года отражена в письме, направленном Министру культуры РФ В.Р. Мединскому группой известных искусствоведов и реставраторов (письмо подписали Л.И. Лифшиц, Б.Д. Лурье, М.И. Мильчик, В.П. Орфинский):
В текущем году Минкультуры РФ вновь провело торги на продолжение реставрационных работ по Ильинскому храму. Поскольку по условиям торгов работы необходимо выполнить за 3,5 месяца, фирма, работавшая на памятнике в 2011 г., отказалась от участия в них в текущем году. Мы с полной ответственностью заявляем, что в установленные сроки провести полный комплекс работ на памятнике такого уровня невозможно. Характерно, что в конкурсе с такими условиями приняла участие лишь одна организация, с которой и был подписан контракт. Осуществлять авторский надзор за работами был приглашен реставратор высшей квалификации А.В. Попов, давший на это свое согласие. Однако, как нам стало известно, фирма, выигравшая тендер, начала работы до подписания договора на авторский надзор, что является грубым нарушением действующего законодательства. Кроме того, в нарушение действующих норм и правил реставрации, рубка нижних венцов алтарной части храма производится из леса летней заготовки (традиционно рубили из зимней заготовки), более тонкого, чем подлинные бревна, используется ель, тогда как храм построен из сосны.
Авральный метод работы и бесконтрольность могут привести к полному или частичному уничтожению памятника, в связи с чем, просим немедленно остановить начатые работы и провести новые торги с установлением реальных сроков реставрации, оценочных критериев, акцентированных не на сроки и стоимость работ, а на сохранение подлинного материала, обеспечение условий, при которых исторический облик памятника будет сохранен. Это возможно только при условии, что исполнители соблюдают требования, предъявляемые к научной реставрации и демонстрируют полноценное владение историческими технологиями восстановления памятников. Предлагаем также создать приказом министра специальную группу из
Александр Попов просил особенно подчеркнуть следующее парадоксальное обстоятельство: если в предыдущие десятилетия памятники гибли из-за нехватки денег, сейчас бюджетные деньги платят за уничтожение памятников.
Дорогие налогоплательщики, мы в свою очередь обещаем информировать вас о развитии ситуации и поздравляем с