В Вологодской области построены быстровозводимые детские сады по цене вилл на Лазурном берегу Франции.
Экс-председатель Законодательного Собрания Вологодской области Николай Тихомиров, председатель Совета директоров ОАО «СКДМ» Алексей Железов и глава Кирилловского района Сергей Усов на открытии детского садика в Кириллове. | Фото с сайта dormash.ru
За всей этой историей прослеживается фигура известного вологодского банкира Алексея Железова. Возбуждено уголовное дело.
Хотелось бы гарантий
22 июня 2011 года правительство Вологодской области утвердило социальную целевую программу «Реконструкция и строительство детских садов на территории Вологодской области» на 2012 — 2020 годы«.
Согласно программе до 2020 года в регионе должно было появиться 40 новых детских садов — 24 капитальных и 16 быстровозводимых, рассчитанных на почти 6500 мест.
Суть программы сводилась к простой схеме: предприниматель строит детский сад за свои деньги, потом сдает его муниципалитету в аренду с правом выкупа, а аренду субсидирует областная казна. И всем становится хорошо: район получает детский сад в собственность, родители — места для детей, предприниматели — долгосрочный заказ.
«Мы рады, что нашли такое решение, и готовы впоследствии рекомендовать этот опыт другим российским регионам», — радовался тогда и губернатор области Вячеслав Позгалев.
В рамках программы сразу было заключено трехстороннее соглашение на строительство 8 быстровозводимых мобильных детских садиков на 80 мест, 1442 квадратных метра каждый, в Кирилловском, Шекснинском, Вашкинском, Грязовецком, Бабаевском, Никольском, Устюженском и Харовском муниципальных районах.
А уже в начале августа 2011 года в Правительство области поступили ходатайства от пяти фирм: ООО «РентГрупп», ООО «Финансовый партнер-Консультант», ООО «Центр-Инвест», ООО «АМО» и ООО «Регион». Все они поясняли, что готовы строить детские сады при условии, что затратят на строительство 20 процентов собственных средств, а еще 80 процентов займут у ОАО «Банк ВТБ». Однако гарантом по кредиту должно выступить Правительство области.
30 августа 2011 года пакет поправок в Программу государственных областных гарантий поступил на рассмотрение постоянного комитета по бюджету и налогам в Законодательное Собрание Вологодской области. Речь шла о сумме в 246 миллионов рублей. Средства распределялись бы таким образом:
- ООО «РентГрупп» — 50 миллионов рублей
- ООО «Финансовый партнер-Консультант» — 100 миллионов рублей
- ООО «Центр-Инвест» — 100 миллионов рублей
- ООО «АМО» — 100 миллионов рублей
- ООО «Регион» — 50 миллионов рублей.
Интересно, что за всеми этими структурами, по слухам, стоял один и тот же человек — экс-глава «Севергазбанка» Алексей Железов. А на момент обращения с ходатайством в Правительство области у одной из фирм был даже заключен подрядный договор на строительство детского садика с ОАО «СКДМ» (больше известным как «Дормаш»), председателем совета директоров которого тоже являлся Алексей Железов.
Но еще интересней то, что депутаты Законодательного Собрания об этом знали!
«А это и не скрывалось, — пояснил председатель постоянного комитета по бюджету и налогам в Законодательном Собрании Вологодской области Алексей Канаев. — Но дело в том, что наш комитет не разрабатывает поправки. Мы рассматриваем то, что готовит областное Правительство».
Все лучшее — детям
Гарантии все аффилированные Железовым ООО получили. Банк ВТБ открыл кредитные линии для трех из них: ООО «АМО», ООО «РентГрупп» и ООО «Финансовый партнер-Консультант», которые, как и следовало ожидать, наняли в качестве исполнителя ОАО «СКДМ». Согласно договорам подряда, стоимость строительства составила более 30 тысяч рублей за квадратный метр.
Между тем на сайте ОАО «СКДМ» висят предложения по гораздо более низким ценам. Например, жилой быстровозводимый дом по тем же технологиям, что и детские сады, площадью 100,63 м2 почему-то стоит всего 1 миллион 900 тысяч рублей, то есть по 20 тысяч за метр. Более того, другие российские производители блочных конструкций из Санкт-Петербурга, например, готовы строить подобные жилые дома по цене менее чем в 15 тысяч рублей за 1 квадратный метр.
«Все дело в том, что никакого аукциона не было и выбирать было не из кого, — рассказали в прокуратуре Вологодской области. — В результате было построено три детских сада в Кирилловском, Вашкинском, Шекснинском районах».
Согласно договорам аренды, в собственность муниципалитетов детские сады могли перейти спустя 10 лет, с ежемесячной арендой-выкупом в 1 миллион 200 тысяч рублей. Таким образом, один детский сад был бы «продан» за... 144 миллиона рублей! То есть цена одного квадратного метра в блочном жилье составила в конечном счете 126 тысяч рублей, которые при помощи субсидий областной казны получило бы ОАО «СКДМ».
Для сравнения: 126 тысяч — это цена квадратного метра в самом центре Москвы на улице Тверской в благоустроенном капитальном доме. А за 28 миллионов рублей можно купить дом в Каннах, современной постройки площадью
Ложки, вилки и игрушки
«Но по договору в цену детских садов заложено так называемое строительство „под ключ“, — возражает Алексей Канаев. — В него входят в том числе обустройство детских площадок и даже игрушки для детей. То есть полностью оборудованный детский сад».
«Мы сравнили цены, которые предлагают другие производители подобных конструкций, — парируют в областной прокуратуре, — и нашли целый ряд предприятий, которые готовы строить по цене гораздо меньшей — от 12 тысяч рублей. А с игрушками, ложками-вилками разберется следствие».
После проверки прокуратура области пришла к выводу, что «руководители некоторых предприятий области совершили мошенничество, направленное на незаконное получение ими бюджетных средств, выделенных муниципальным образованиям области на аренду быстровозводимых детских садов».
«Пока в деле фигурируют только три ООО, — рассказал помощник прокурора Максим Пегов. — В их действиях усмотрены явные признаки мошенничества. Материалы сейчас направлены в УМВД Вологодской области».
22 августа в полиции было возбуждено уголовное дело по статье 159 ч. 4 «Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупных размерах».
Однако кто подразумевается под «группой лиц»: только ли руководители коммерческих структур или чиновники областного ранга, пока непонятно...