Драматическая ситуация с автобусом первого маршрута очень четко показала, кто честно исполнял профессиональный и общественный долг, а кто, пользуясь случаем, пытался нажить денежный и политический капитал на несостоявшейся трагедии.
Два следующих дня кондуктор Марина Александрова просто проплакала. Эмоции выплеснулись уже после всего того кошмара, который ей пришлось пережить вместе с пассажирами рейса номер один.
Когда автобус «ЛиАЗ» — здоровая десятитонная машина, двигавшаяся из центра в сторону Бывалова — взобрался на середину Горбатого моста, она услышала шепот своего напарника: «Марина, я ослеп. Мне не спуститься с моста».
.. .Уже потом она попыталась изложить свои ощущения на бумаге: «Когда я подсела к водителю, страха не было никакого, как-то быстро сконцентрировалась и, если честно, думала только о том, чтобы не попасть в ДТП и спасти водителя».
А дорожная ситуация 26 июля в шесть часов вечера на мосту была очень сложной. Все-таки пиковое время. Машины буквально подпирали автобус со всех сторон, ехавшие в них люди и не подозревали, что рейсовый автобус, двигавшийся рядом, почти неуправляем.
Кондуктор начала помогать водителю поджимать тормоз, чтобы не придавить «Жигуленок» впереди (эту старенькую «классику» она хорошо запомнила), но практического опыта остановить машину не хватало. Да и водителю становилось все хуже.
И тут она закричала в салон: «Водителю плохо! Помогите!»
Двое пассажиров — мужчина и женщина — подошли к кабине. Она стала оказывать первую помощь шоферу. Он взялся за управление.
Как вспоминала позже Ирина Ге-расимовская, та самая женщина, которая бросилась спасать водителя, среди пассажиров началась паника. Они требовали немедленно открыть двери и выпустить их. И не реагировали на ее призыв срочно вызвать «скорую».
Молодой человек в это время пытался понять, как управляется автобус. Добровольцем оказался главный механик строительного управления 280 Михаил Лёзов, возвращавшийся, как и большинство пассажиров злополучного рейса, с работы. Автобусами он никогда не управлял, но за 23 года практического вождения имел навыки управления автомобилями с автоматическими и механическими коробками передач. «ЛиАЗ» был оборудован «автоматом».
— Меня смутило в первые секунды, что две педали широко расставлены под левую и правую ноги, не как в легковых, где можно управлять педалями «газ-тормоз» одной ногой. Да и ручника справа не оказалось. Я сначала хотел рвануть его и застопорить автобус, — рассказывал впоследствии Михаил.
Но кондуктор Марина, не потерявшая самообладания, стала подсказывать, что делать.
Протиснувшись на сиденье перед водителем, который уже физически не мог держать руль, Михаил начал притормаживать, чтобы тяжелая машина, уже начавшая набирать скорость на спуске, не примяла впереди стоявшие машины. Ему удалось вырулить направо за мост, в Говоровский проезд, и заглушить там автобус. Кондуктор снова подсказала, как открыть двери.
Фамилии своей Михаил на тот момент никому не сказал: не та ситуация, чтобы тратить время на знакомство. Да и спешил очень: в детском саду в Тепличном его ждала пятилетняя дочка.
Марина вспоминает, как пассажиры спешно покинули автобус, и она вместе с Ириной Герасимовской осталась ждать приезда «скорой». Медики поставили водителю предварительный диагноз инсульт и увезли в больницу.
***
Моральным потрясением для кондуктора стало известие, что на следующий день индивидуальному предпринимателю, обслуживающему давно и в общем-то без замечаний этот маршрут, стали звонить люди и требовать солидной материальной компенсации за якобы причиненные страдания. Говорили, что они пассажиры этого автобуса, и среди них есть даже физически пострадавшие. «Они могли бы потребовать обратно свои несчастные 16 рублей, дождаться „скорой“, чтобы им оказали помощь, если они действительно пострадали. Но все разбежались моментально», -говорит Марина Эдуардовна.
Резонансным событием поспешил воспользоваться один мелкий политический деятель. Свое домашнее фото, где он с ложкой и тарелкой выглядывает из-за плеча добровольца-водителя, он тут же распространил в Интернете. И даже не позабыл наложить на изображение знак авторского права со своей фамилией. Приватизировал, получается, героя. Такие вот разные люди.