Одно мгновение до катастрофы

[Обзор прессы]

Драматическая ситуация с автобусом первого маршрута очень четко показала, кто честно исполнял профессиональный и общественный долг, а кто, пользуясь случаем, пытался нажить денежный и политический капитал на несостоявшейся трагедии.

Два следующих дня кондуктор Марина Александрова просто проплакала. Эмоции выплес­нулись уже после всего того кошмара, который ей пришлось пережить вме­сте с пассажирами рейса номер один.
Когда автобус «ЛиАЗ» — здоровая де­сятитонная машина, двигавшаяся из центра в сторону Бывалова — взобрал­ся на середину Горбатого моста, она услышала шепот своего напарника: «Марина, я ослеп. Мне не спуститься с моста».
.. .Уже потом она попыталась изло­жить свои ощущения на бумаге: «Ког­да я подсела к водителю, страха не было никакого, как-то быстро скон­центрировалась и, если честно, дума­ла только о том, чтобы не попасть в ДТП и спасти водителя».
Вологжанка Ирина Герасимовская.

Вологжанка Ирина Герасимовская.

А дорожная ситуация 26 июля в шесть часов вечера на мосту была очень слож­ной. Все-таки пиковое время. Машины буквально подпирали автобус со всех сторон, ехавшие в них люди и не подо­зревали, что рейсовый автобус, двигав­шийся рядом, почти неуправляем.

Кондуктор начала помогать води­телю поджимать тормоз, чтобы не придавить «Жигуленок» впереди (эту старенькую «классику» она хорошо запомнила), но практического опыта остановить машину не хватало. Да и водителю становилось все хуже.
И тут она закричала в салон: «Води­телю плохо! Помогите!»
Двое пассажиров — мужчина и жен­щина — подошли к кабине. Она стала оказывать первую помощь шоферу. Он взялся за управление.
Как вспоминала позже Ирина Ге-расимовская, та самая женщина, которая бросилась спасать водителя, среди пассажиров началась паника. Они требовали немедленно открыть двери и выпустить их. И не реагиро­вали на ее призыв срочно вызвать «скорую».
Молодой человек в это время пы­тался понять, как управляется авто­бус. Добровольцем оказался главный механик строительного управления 280 Михаил Лёзов, возвращавшийся, как и большинство пассажиров зло­получного рейса, с работы. Автобуса­ми он никогда не управлял, но за 23 года практического вождения имел навыки управления автомобилями с автоматическими и механическими коробками передач. «ЛиАЗ» был обо­рудован «автоматом».
— Меня смутило в первые секунды, что две педали широко расставлены под левую и правую ноги, не как в легковых, где можно управлять педа­лями «газ-тормоз» одной ногой. Да и ручника справа не оказалось. Я сна­чала хотел рвануть его и застопорить автобус, — рассказывал впоследствии Михаил.
Главный механик Михаил Лёзов.

Главный механик Михаил Лёзов.

Но кондуктор Марина, не потеряв­шая самообладания, стала подсказы­вать, что делать.
Протиснувшись на сиденье перед водителем, который уже физически не мог держать руль, Михаил начал притормаживать, чтобы тяжелая ма­шина, уже начавшая набирать ско­рость на спуске, не примяла впереди стоявшие машины. Ему удалось выру­лить направо за мост, в Говоровский проезд, и заглушить там автобус. Кон­дуктор снова подсказала, как открыть двери.
Фамилии своей Михаил на тот мо­мент никому не сказал: не та ситуа­ция, чтобы тратить время на знаком­ство. Да и спешил очень: в детском саду в Тепличном его ждала пятилет­няя дочка.
Марина вспоминает, как пассажиры спешно покинули автобус, и она вме­сте с Ириной Герасимовской осталась ждать приезда «скорой». Медики по­ставили водителю предварительный диагноз инсульт и увезли в больницу.
***
Моральным потрясением для кон­дуктора стало известие, что на следу­ющий день индивидуальному пред­принимателю, обслуживающему давно и в общем-то без замечаний этот маршрут, стали звонить люди и требовать солидной материальной компенсации за якобы причиненные страдания. Говорили, что они пас­сажиры этого автобуса, и среди них есть даже физически пострадавшие. «Они могли бы потребовать обратно свои несчастные 16 рублей, дождаться „скорой“, чтобы им оказали помощь, если они действительно пострадали. Но все разбежались моментально», -говорит Марина Эдуардовна.
Резонансным событием поспешил воспользоваться один мелкий поли­тический деятель. Свое домашнее фото, где он с ложкой и тарелкой вы­глядывает из-за плеча добровольца-водителя, он тут же распространил в Интернете. И даже не позабыл нало­жить на изображение знак авторского права со своей фамилией. Приватизи­ровал, получается, героя. Такие вот разные люди.
Автор:
Петр Мухин