Вы знаете, почему аборигены съели Кука? Ответ на этот вопрос доподлинно неизвестен. Но хорошо известно, что сие прискорбное событие произошло на одном из островов Полинезии, между архипелагом Тонга и Гавайями.
К чему я клоню? Начну издалека, с сентября 1909 года, когда в центральной части Вологды был заложен фундамент нового христианского храма - римско-католического костела Воздвижения Святого Креста. Строительство здания шло долгие четыре года. 27 октября 1913-го к ликованию немногочисленной католической общины города Вологды храм был освящен, и в его стенах прошло первое богослужение.
Тотчас после своего открытия костел стал одной из заметных городских достопримечательностей. Он был выстроен по необычному для наших мест архитектурному проекту, внешне напоминая католический крест.
Но через несколько месяцев началась мировая война, переросшая в две русские революции 1917-го года и последовавшее за ними братоубийственное гражданское противостояние. Число вологодских католиков – в большинстве своем поляков, литовцев и белорусов – резко уменьшилось из-за массовой эмиграции. Гонения на Церковь со стороны новой власти довершили дело. Вначале было конфисковано церковное имущество; затем арестован и позже бессудно расстрелян настоятель костела отец Ян Ворслав. А храм без пастыря – словно тело без души. Робкие протесты обезглавленной католической общины остались неуслышанными. В 1929 году Вологодский горсовет принял решение закрыть храм и передать помещение городскому клубу юных пионеров.
Это было лишь началом «крестного пути» единственного в городе католического храма навстречу своей Голгофе. После полувекового безвременья, когда бывший костел переходил из ведомства в ведомство и медленно ветшал, наступила эпоха безумной приватизации. Весной 1989 года в помещении бывшего храма Божия открыли ресторан «Мишкольц». Изначально задуманный как престижное заведение с европейской кухней и изысканным сервисом, «Мишкольц» так и не сумел подняться выше уровня заурядной столовой. Единственным его отличием от других второсортных «кафешантанов» был благородный антураж бывшего христианского собора.
В начале 90-х годов забрезжил луч надежды на восстановление исторической справедливости. Возрождение Церкви в новой России не обошло стороной и Вологду. В июне 1993-го в областном центре был зарегистрирован Римско-католический приход Успения Божией Матери, который с первых дней своего существования начал работать над возвращением бывшего храма в лоно католической общины. Однако подобный поворот явно не входил в планы местных «приватизаторов». На словах отрекаясь от идейного наследия коммунистов, отобравших храм у пастырей и паствы, на практике реформаторы первой волны не горели желанием «платить по счетам» своих предшественников. Здание костела продолжало переходить из рук в руки, приобретая все более сомнительную репутацию благодаря некоторым «камерным» помещениям, откуда по ночам раздавались характерные повизгивания…
Ситуация приобрела новые краски в 2010 году, когда владевшее зданием общество с ограниченной ответственностью «Мишкольц» было признано банкротом, и нежилое помещение по адресу: улица Галкинская, 37, выставили на торги. Лишь два года спустя бывший храм обрел нового собственника, но вологодские христиане-католики и на этот раз остались в стороне. Сумма сделки, превысившая 20,3 миллиона рублей, оказалась общине не по карману. Победителем конкурсной продажи была признана никому не ведомая индивидуальная предпринимательница, которая, по имеющейся информации, представляет интересы одного небезызвестного вологодского бизнесмена. И вот в этот момент вековая история глумления над христианским храмом приобрела характер воинствующего святотатства. Помещение костела было сдано в аренду фирме, намеревающейся устроить здесь не центр культуры и искусств, который можно было бы использовать для религиозной службы (надо полагать, на нынешнем этапе это устроило бы и католическую общину); и даже не ресторан сравнительно приличного «мишкольцевского» формата, а ночной клуб и бар под названием «Тонга».
Возвращаясь к печальной истории английского мореплавателя Джеймса Кука, убитого дикарями неподалеку от архипелага Тонга, я нахожу в этом совпадении нечто символичное. Капитан Кук нес аборигенам крест христианской цивилизации, а они «в благодарность» разрезали его на части, сожгли тело на костре и устроили ритуальные танцы над останками.
Полуночные языческие пляски в бывшем христианском соборе, скорее всего, обойдутся без кровавых жертвоприношений. Но это, пожалуй, единственное различие…
«И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме..
И говорил им: дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». (Евангелие от Матфея. Гл. 21:12-13)