Пляски дикарей. История одного кощунства

[Обзор прессы]


Вы знаете, почему аборигены съели Кука? Ответ на этот вопрос доподлинно неизвестен. Но хорошо известно, что сие прискорбное событие произошло на одном из островов Полинезии, между архипелагом Тонга и Гавайями.

К чему я клоню? Начну изда­лека, с сентября 1909 года, когда в центральной части Вологды был заложен фундамент нового христианского храма - римско-католического костела Воздвижения Святого Креста. Строительство здания шло долгие четыре года. 27 октября 1913-го к ликованию немногочисленной католической общины города Во­логды храм был освящен, и в его стенах прошло первое богослуже­ние.
Тотчас после своего открытия костел стал одной из заметных городских достопримечатель­ностей. Он был выстроен по не­обычному для наших мест ар­хитектурному проекту, внешне напоминая католический крест.
Но через несколько месяцев нача­лась мировая война, переросшая в две русские революции 1917-го года и последовавшее за ними братоубийственное гражданское противостояние. Число вологод­ских католиков – в большинстве своем поляков, литовцев и бело­русов – резко уменьшилось из-за массовой эмиграции. Гонения на Церковь со стороны новой власти довершили дело. Вначале было конфисковано церковное имуще­ство; затем арестован и позже бес­судно расстрелян настоятель ко­стела отец Ян Ворслав. А храм без пастыря – словно тело без души. Робкие протесты обезглавленной католической общины остались неуслышанными. В 1929 году Во­логодский горсовет принял реше­ние закрыть храм и передать по­мещение городскому клубу юных пионеров.
Это было лишь началом «крестного пути» единствен­ного в городе католического храма навстречу своей Гол­гофе. После полувекового безвременья, когда бывший костел переходил из ведом­ства в ведомство и медленно ветшал, наступила эпоха без­умной приватизации. Весной 1989 года в помещении быв­шего храма Божия открыли ресторан «Мишкольц». Изна­чально задуманный как пре­стижное заведение с европей­ской кухней и изысканным сервисом, «Мишкольц» так и не сумел подняться выше уровня заурядной столовой. Единственным его отличием от других второсортных «ка­фешантанов» был благород­ный антураж бывшего хри­стианского собора.
В начале 90-х годов за­брезжил луч надежды на вос­становление исторической справедливости. Возрожде­ние Церкви в новой России не обошло стороной и Волог­ду. В июне 1993-го в област­ном центре был зарегистри­рован Римско-католический приход Успения Божией Ма­тери, который с первых дней своего существования начал работать над возвращением бывшего храма в лоно ка­толической общины. Одна­ко подобный поворот явно не входил в планы местных «приватизаторов». На словах отрекаясь от идейного на­следия коммунистов, ото­бравших храм у пастырей и паствы, на практике рефор­маторы первой волны не горели желанием «платить по счетам» своих предше­ственников. Здание костела продолжало переходить из рук в руки, приобретая все более сомнительную репу­тацию благодаря некоторым «камерным» помещениям, откуда по ночам раздавались характерные повизгива­ния…
Ситуация приобрела но­вые краски в 2010 году, ког­да владевшее зданием обще­ство с ограниченной ответ­ственностью «Мишкольц» было признано банкротом, и нежилое помещение по адресу: улица Галкинская, 37, выставили на торги. Лишь два года спустя быв­ший храм обрел нового соб­ственника, но вологодские христиане-католики и на этот раз остались в сторо­не. Сумма сделки, превы­сившая 20,3 миллиона руб­лей, оказалась общине не по карману. Победителем конкурсной продажи была признана никому не ведо­мая индивидуальная пред­принимательница, которая, по имеющейся информации, представляет интере­сы одного небезызвестного вологодского бизнесмена. И вот в этот момент веко­вая история глумления над христианским храмом при­обрела характер воинству­ющего святотатства. Поме­щение костела было сдано в аренду фирме, намерева­ющейся устроить здесь не центр культуры и искусств, который можно было бы ис­пользовать для религиозной службы (надо полагать, на нынешнем этапе это устро­ило бы и католическую об­щину); и даже не ресторан сравнительно приличного «мишкольцевского» форма­та, а ночной клуб и бар под названием «Тонга».
Возвращаясь к печальной истории английского мо­реплавателя Джеймса Кука, убитого дикарями непода­леку от архипелага Тонга, я нахожу в этом совпадении нечто символичное. Капи­тан Кук нес аборигенам крест христианской цивилизации, а они «в благодарность» раз­резали его на части, сожгли тело на костре и устрои­ли ритуальные танцы над останками.
Полуночные языческие пляски в бывшем христи­анском соборе, скорее все­го, обойдутся без кровавых жертвоприношений. Но это, пожалуй, единственное раз­личие…
«И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме..
И говорил им: дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». (Евангелие от Матфея. Гл. 21:12-13)
Автор:
Михаил Скляр