- Вы уже несколько месяцев представляете Вологодчину в Совете Федерации. Как оцените итоги весенней сессии?
- Да, с 22 февраля этого года - вот уже пять месяцев - работаю в Совете Федерации. Разумеется, я и раньше знал, как устроена работа верхней палаты парламента, так как был членом Совета законодателей Российской Федерации при СФ, но находиться внутри этой системы - совсем другое. На мой взгляд, с приходом на пост спикера Валентины Матвиенко работа верхней палаты заметно оживилась. По ее инициативе всерьез заговорили о роли и функции Совета Федерации в государственной системе страны. По этому вопросу были довольно серьезные общественные обсуждения. Мы получили несколько тысяч откликов из всех уголков страны о работе верхней палаты парламента - были и пожелания, и предложения, была, разумеется, и критика наших действий. Как итог - появление законопроекта «О порядке формирования Совета Федерации...», который, скорее всего, будет принят уже на осенней сессии. Закон должен ввести прямые выборы сенаторов непосредственно в представляемых ими регионах. Каждый кандидат в губернаторы должен будет представить свою тройку кандидатов в сенаторы, из которой и будет сделан окончательный выбор путем прямого голосования.
Всего в ходе весенней сессии палата одобрила порядка 150 законопроектов, прошедших через Государственную Думу. Два закона мы отклонили.
- Какие из этих 150 с лишним законопроектов, на ваш взгляд, были самыми важными?
- Я работаю в Комитете по экономической политике, и по линии нашего комитета отметил бы рассмотрение вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию. С 23 августа наша страна будет работать по законам ВТО. Кстати, в Совете Федерации создана рабочая группа по мониторингу ситуации в российской экономике в связи со вступлением нашей страны в ВТО. Из других важных законопроектов, одобренных на весенней сессии, отмечу закон о прямых выборах губернаторов, закон о митингах.
- На ваш взгляд, нужен ли все-таки закон о прямых выборах глав регионов? На этот счет есть абсолютно противоположные мнения.
- Помню, в 2007 году депутаты Законодательного Собрания Вологодской области впервые наделили (тогда Вячеслава Позгалева) полномочиями губернатора. Однако время летит очень быстро: меняются запросы общества, настроения людей, меняется политическая система. Думаю, что на сегодняшний день наиболее оптимальны именно прямые выборы глав региона с участием всего населения. Если жители не принимают участие в выборах губернатора, то они по большому счету и не могут спросить с него за его работу.
- В законе есть так называемые муниципальные фильтры. Будут ли они действовать в том ключе, в котором изначально планировали законодатели?
- Почему нет? Это заставит депутатов муниципальных представительных органов быть более ответственными. Повысится ответственность и самого кандидата на главный пост региона. Кроме того, этим законом мы заметно повышаем роль и ответственность всех органов местного самоуправления.
- Удалось ли за эти пять месяцев посмотреть на ситуацию в области со стороны?
- Конечно, удалось. Раньше, когда был спикером Законодательного Собрания региона, глаз немного, но все-таки был замылен. Действительно, в области тяжелая экономическая ситуация. Я хорошо знаком с мерами, которые предпринимает новый губернатор по исправлению социально-экономической ситуации на Вологодчине. Антикризисная программа мне кажется очень взвешенной. Особенно поддерживаю оптимизацию расходов. Мы все были немного разбалованы в те годы, когда бюджет имел серьезные доходы, в первую очередь поступления от металлургов. Сейчас положение на металлургическом рынке изменилось. Надо это учитывать. По работе я много бывал за границей - во Франции, Финляндии, Германии. Там очень трепетно относятся к бюджетным вопросам и, если есть такая возможность, экономят каждую копеечку. Уверен, что такой подход должен стать нормой и для Вологодской области. Меры, предложенные командой Олега Кувшинникова, направлены на увеличение полноты уплаты налогов, создание новых рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы, развитие малого и среднего бизнеса. Все это - благие меры, и я их полностью поддерживаю. Со своей стороны, как член Совета Федерации, главную задачу вижу в лоббировании интересов нашего региона на федеральном уровне, в создании фундамента для развития Вологодской области. Половину своего рабочего времени провожу в столице, половину - в области. Встречаюсь с представителями правительства области, главами районов, муниципальными депутатами, по возможности принимаю участие в заседаниях Законодательного Собрания, вхожу в несколько советов. Все эту информацию проецирую на свою работу на федеральном уровне.
- А в чем может заключаться это самое лоббирование на федеральном уровне?
- При рассмотрении любого вопроса в Совете Федерации принимают участие представители профильных министерств и ведомств. Есть у меня и возможность выйти с той или иной необходимой региону законодательной инициативой, обратиться с запросом в любую государственную службу и тем самым донести до самого верха информацию о проблемах Вологодской области.
- Никто не отменял конкурентную борьбу между регионами - за федеральное финансирование, привлечение крупных инвестиций и тому подобное. Между тем каждый член Совета Федерации представляет свой регион, удается ли палате в этом случае соблюсти некий баланс сил?
- В палате - 166 сенаторов, по два от каждого региона. Именно поэтому Совет Федерации зачастую называют палатой регионов. Разумеется, каждый в меру возможностей старается отстаивать интересы именно своих областей, краев, республик, но ярко выраженной конкуренции я все-таки не заметил. Все люди профессиональные и грамотные, так что трудностей в работе с ними лично у меня не возникает.
Нравится мне и тот факт, что в верхней палате парламента нет никакой политической борьбы. В стенах Совета Федерации нет партийных формирований и групп, партийной дисциплины при голосовании. При рассмотрении любого вопроса можно высказывать свою точку зрения, обращая внимания только на свое понимание проблемы.
- С какими трудностями пришлось столкнуться при перемене места работы?
- Мой рабочий кабинет находится не в основном здании Совета на Большой Дмитровке, а на Новом Арбате. Несмотря на наличие абсолютно всех современных средств связи, бывает сложно осуществлять необходимые коммуникации. Иногда необходимо личное присутствие и личный контакт по тому или иному вопросу. Автомобильное движение в столице не всегда позволяет сделать это с легкостью.
- По Москве с мигалкой передвигаетесь?
- Да нет, конечно. Езжу как обычный гражданин. Думаю, что без мигалки даже и в столице можно обойтись.