VOICES: Большое кино и белые ночи

[Обзор прессы]

10 июля в старинной российской Вологде завершился третий фестиваль молодого европейского кино «VOICES», который закрепил за собой статус одного из самых интереснейших киносмотров на просторах СНГ. Украине о подобном празднике кино можно пока только мечтать.

«Простите, вы не могли бы посоветовать, на какие фильмы стоит пойти? — неподалёку от вологодского кинотеатра „Салют“ обратилась ко мне женщина средних лет. — Я заметила, что вы присутствуете почти на всех сеансах, а у меня осталось не так много денег и я могу позволить себе ещё1-2 билета. Подскажите, какие фильмы нельзя пропустить?».

Город, где резной палисад


Театр Ленком — одна из главных площадок кинофестиваля VOICES

Вологодские зрители стали одним из самых больших «откровений» прошедшего фестиваля, похоже, не только для меня, но и для его организаторов. Говоря о финансовых трудностях, с которыми они столкнулись в этом году, директор «VOICES» Игорь Лысенко отметил, что только любовь местной публики к кино и её желание вновь окунуться в фестивальную атмосферу заставили их не опустить руки и, собрав все силы, провести праздник кино на должном уровне.

По традиции, накануне его проведения, организаторы «VOICES» немного оправдывались перед зрителями: мол, далеко не все представленные на нём фильмы будут лёгкими для восприятия и понятными тем, кто воспитан на доступных в провинции блокбастерах и «старом добром кино» по телеящику. И пусть далеко не все фестивальные картины зритель смог принять, практически на всех сеансах был абсолютный аншлаг. Все фильмы публика смотрела очень внимательно, активно участвовала в обсуждениях с их создателями, не позволяла себе бесконечных хождений из зала в зал и не мешала разговорами по телефону. Завсегдатаи украинского МКФ «Молодость» подтвердят, что киевская аудитория ведёт себя совершенно иначе.

К проведению фестиваля организаторы «VOICES» подходят очень серьёзно. В его конкурсной и внеконкурсной программах представлены десятки фильмов из разных стран Европы, большая часть из которых впервые демонстрируется на территории не только России, но и в СНГ. Благодаря этому вологодский зритель имеет возможность в числе первых оценить новейшие работы как маститых режиссёров — призёров Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, — так и картины дебютантов, которые только начинают свой путь в большое Кино.


Обладатель гран при Аксель Петерсен сразу после закрытия фестиваля поспешил поделиться своей радостью со своими близкими. Фото: Олег Батурин

Ничего подобного «VOICES» в Украине нет. Несмотря на то, что его «одногодкой» является также проходящий в июле Одесский международный кинофестиваль, последний претендует на статус киносмотра класса «А»: подобных амбиций у Вологодского МКФ нет и в помине.

Другое отличие Вологды от Одессы состоит в том, что все гости и зрители на фестивале между собой равны. На МКФ «VOICES» запросто можно оказаться за одним банкетным столом с председателем главного международного жюри Александром Прошкиным или Верой Глаголевой, «стрельнуть» сигарету у кинорежиссёра и без малейших преувеличений выдающегося драматурга Василия Сигарева, поделиться впечатлениями о просмотренных фильмах с актрисами Яной Трояновой («Жить», «Кококо», «Волчок»), Катей Риманн («Розенштрассе») или Изольдой Дюшаук («Фауст»).

Да и вообще, что может быть общего между Вологдой и Одессой? Южная Пальмира сама по себе — город с великой кинематографической традицией, старейшей киностудией и имеющимся опытом проведения кинофестивалей. Ничего подобного в знаменитом благодаря «Песнярам» старинном русском городе не было и в помине. По меркам Украины, Вологда — это что-то типа Херсона, Ивано-Франковска или Черкасс — тихий, провинциальный и невероятно душевный город с населением около 300 тысяч человек. Как и во многих наших небольших областных центрах, даже кинотеатров здесь — раз-два и обчёлся.

— Сильных картин на фестивале «VOICES» очень много, — призналась Яна Троянова. — А то, что это считается маленьким фестивалем по сравнению с Московским или «Кинотавром», так это ещё нужно поглядеть, потому что вологодский зритель как раз не выходит из зала и после сеанса не плюёт никому в лицо. Здесь он почему-то подготовлен. Как у организаторов это получилось, я не знаю.

— На самом деле в России всего сто тысяч человек, которым интересны мои фильмы, и для них я готов снимать. В их числе и те зрители, которые пришли на мою картину («Жить») в Вологде, — добавил режиссёр Василий Сигарев.

Фильмы про войну и про любовь

кадр из фильма дом с башенкой
Кадр из фильма Евы Нейман «Дом с башенкой»

Третий год подряд «VOICES» открывает дорогу к восточноевропейскому зрителю для многих кинорежиссёров. В 2010-м первый свой большой приз за игровую картину «Счастье моё» (гран-при «VOICES») получил Сергей Лозница. В 2011-м победителем фестиваля стал «Тираннозавр» (Tyrannosaur) британца Пэдди Консидайна. В 2012-м — «Авалон» (Avalon) шведа Акселя Петерсена — эта картина на момент проведения «VOICES» даже не имела прокатчика в СНГ.

По традиции, все конкурсные картины объединены здесь единой смысловой нитью. Если в минувшем году главной тут стала тема взаимоотношений между родителями и детьми, то теперь на авансцену вышли темы любви и войны. «Получилось так, что в нашу программу попало немало картин, которые сильно отличаются от фильмов на эту же тему, снятых ранее, прежде всего, взглядом на войну и пересмотром некоторых исторических событий», — отметил программный директор ФМЕК «VOICES» Игорь Гуськов.

Также, по традиции, на «VOICES» каждый год центральное место в программе занимает кинематография одной из европейских стран. После Франции и Италии на этот раз была широко представлена программа немецкого кино: нынешний год объявлен Годом Германии в России и Годом России в Германии. А в 2013-м на «VOICES» главным станет кино Нидерландов.

В этом году впервые в программу фестиваля попал фильм, целиком снятый на украинские деньги — «Дом с башенкой» Евы Нейман, по мотивам одноимённого рассказа Фридриха Горенштейна. Самая «традиционная» картина в конкурсе «VOICES» привлекла внимание критиков, прежде всего, последним появлением в ней на экране замечательной французской актрисы, музы Леоса Каракса и Шарунаса Бартаса, Екатерины Голубевой, трагически погибшей в прошлом году.

кадр из фильма за маркса...
Кадр из фильма «За Маркса...»

Самый большой скандал фестиваля был связан с участием в конкурсе фильма-памфлета одного из самых известных независимых современных российских режиссёров — «За Маркса...» Светланы Басковой. Наибольший резонанс вызвал не сколько сюжет картины (преследование активистов независимого профсоюза сталелитейного завода), сколько представленный в ней демонический образ «новых русских буржуа» в лице дирекции и владельцев литейки. Растерянные зрители после сеанса поинтересовались у режиссёра — приходилось ли ей сталкиваться в жизни с прототипами этих персонажей?

— Работа над фильмом длилась четыре года, в течение которых я принимала участие в различных митингах, общалась с людьми. Присутствовала также на профсоюзной конференции в Украине, которая собрала много участников. Они для меня — настоящие герои, поскольку идут на серьёзный риск, чтобы защитить чувство собственного достоинства. Что же касается директоров, то я всей кожей своего тела чувствую, что они вот такие. Многие россияне также представляют себе их именно такими, только не готовы честно признать своё к ним отношение, — отметила Светлана Баскова.

— Нужно помнить, что все нынешние бизнесмены — люди советской закалки, выросшие в интеллигентной среде. Но чтобы работать в условиях бизнеса, им пришлось переломить себя, избавиться от своего советского воспитания, что не прошло бесследно и отложило на них свой отпечаток, — добавил продюсер Анатолий Осмоловский.

кадр из фильма хемель
Кадр из фильма «Хемель»

Нестандартную камерную историю представил испанский режиссёр Начо Вигалондо в фильме «Пришелец из космоса» (Extraterrestre). Незнакомые друг с другом Хулио и Хулия просыпаются однажды утром в одной квартире и вскоре обнаруживают, что почти все люди сбежали из города, а рядом с их домом повис огромный космический корабль. Фантастический антураж оказался необходим режиссёру для едкого и приправленного чёрным юмором рассказа о любовном «четырёхугольнике». Жаль только, что создатели не сумели придумать для своей безумной истории убедительный финал.

Схожая «несовершенность» присуща и конкурсной голландской драме Саши Полак «Хемель» (Hemel). Начинающая актриса Ханна Хоэкстра (приз фестиваля за лучшую женскую роль) играет в ней неуравновешенную, «безбашенную» нимфоманку. Перекликающаяся с нашумевшим «Стыдом» Стива МакКуина картина Полак могла бы предъявить радикальный и даже революционный подход к раскрытию природы женской сексуальности, если бы не изрядно «снижающая градус» сюжетная линия о взаимоотношениях героини с отцом и его неудачах в сексуальной жизни. Именно это не позволяет полноценно раскрыть историю «глазами женщины».

Несмотря на радикальный подход режиссёра, в итоге у неё вышла история о традиционном (мужском) взгляде на природу женской сексуальности. Как недостаток некоторые зрители отмечали и искусственность всей сюжетной конструкции в фильме. «В таких случаях мне всегда хочется отправить героев на работу. Чтобы посмотреть, чем они живут в обычной жизни, кем работают, с кем общаются. Этого в фильме как раз не хватало», — поделилась впечатлениями одна из вологодских зрительниц.

Документальное = игровое?

кадр из фильма лето джакомо
Кадр из фильма «Лето Джакомо»

Совершенно ни на что не похожая картина «Лето Джакомо» (L’estate di Giacomo) итальянца Алессандро Комодана после показа вызвала оживлённые дискуссии о зыбкой грани между документальным и игровым кино. Фильм, в котором практически ничего не происходит, снятый за небольшие деньги маленькой съёмочной группой, просто пленил зрителя трогательным и искренним показом пробуждения сексуального влечения у молодых героев — глухого подростка и его подруги Стефании, во время пикника на берегу реки посреди леса. Удивительно то, что сам режиссёр снимал этот фильм как документальный в течение двух лет, и лишь на монтажном столе стало ясно, что из отснятого документального материала получается совершенно игровая история.

— Героя фильма, Джакомо, я знаю с детства, — рассказал Алессандро Комодан. — Когда он начал готовиться к операции, чтобы излечиться от глухоты, я решил снимать, как он будет меняться, какие новые чувства испытывать и главное — как взрослеть в этот период. В Бельгии я получил грант на съёмки документальной картины, а потом получил дополнительное финансирование с итальянской стороны. Было довольно сложно всё это объединить, но настоящие сложности начались после того, как я отдал отснятый материал монтажёрам. Именно они убедили меня в том, что картина должна быть игровой, хотя и полностью смонтированной из документальных кадров. Потом было очень трудно пробивать дорогу к зрителям — никто из прокатчиков не хотел браться за этот фильм. И только после приза на международном кинофестивале в Локарно и после того, как я объездил с ним полмира, фильм купили для проката в нескольких европейских странах.

кадр из фильма воительница
Кадр из фильма «Воительница»

Необычную картину представил в конкурсе «VOICES» и словенский режиссёрОлмо Омерзу (приз за лучшую режиссуру). Действие его фильма «Ночь молода» (Prilis mlada noc) разворачивается 1 января: двое 12-летнихмальчишек катаются на санках, как вдруг к ним подходит компания из молодой женщины и двух мужчин с просьбой купить для них водки и присоединиться к их вечеринке в квартире соседней многоэтажки. Мальчуганы выполняют просьбу, после чего проводят самую странную ночь в своей жизни: наблюдают за сексуальными играми взрослых, впервые курят косяк и пробуют водку.

— Эта история основана на реальных событиях, которые произошли с другом сценариста. Мне было интересно показать мир взрослых глазами детей, их взгляд на нечто новое и ещё неизведанное, — отметил Олмо Омерзу.

Картина немца Дэвида Внендта «Воительница» (Kriegerin) (в прошлом году показанная во внеконкурсной программе Киевского МКФ «Молодость») является исследованием движения неонацистов. Его герой — 20-летняяМариса (блестящая роль уроженки Одессы Алины Левшиной), тело которой покрыто татуировками со свастикой и прочей нацисткой символикой. Она ненавидит приезжих, азиатов, евреев, и в своей ненависти готова на хладнокровное убийство. Проснувшееся после совершённого преступления чувство вины заставляет её помочь одинокому афганскому подростку Расулу и поступить наперекор убеждениям своих единомышленников.

— Чтобы лучше понять поступки женщин-неонацистов я пытался завести с ними знакомства, ходил на их демонстрации, но долго ничего не получалось. Со мной даже не хотели разговаривать. Потом я нашёл специализированную социальную сеть типа Facebook’а, где неонацисты ищут себе подруг и мужей, зарегистрировался и начал знакомиться. Некоторые, узнав какую цель я в действительности преследую, посылали куда подальше и даже угрожали меня прирезать. Но некоторые согласились впустить меня в свой мир и помогли в работе над сценарием, — поделился Дэвид Внендт.

фрагмент постера к фильму виновен
Фрагмент постера к фильму «Виновен»

Приз зрительских симпатий фестиваля получила жёсткая судебная драма, основанная на реальных событиях — «Виновен» (Presum coupable) француза Винсана Гаренка. Она повествует о скандальной истории, потрясшей всю Францию в 2004-2005 годах, и связанную с самым громким судебном процессом в этой стране.

13 человек, среди которых — священнослужитель, нотариус, таксист и учитель, были огульно обвинены в педофилии и брошены в тюрьму. Впоследствии оказалось, что все они были невиновны, а судьи и следователи совершили чудовищную ошибку, оставив на свободе настоящих преступников и разрушив жизни незаконно осуждённых. Фильм снят по книге одного из осуждённых — Алена Мареко (которого блестяще сыграл Филипп Торентон) — нашедшего в себе силы победить бесчеловечный механизм подавления и доказать свою невиновность. Если подобное случается во Франции, страшно себе представить, сколько таких загубленных жизней можно встретить в Украине. Но, к сожалению, эта тема, похоже, нисколько не волнует отечественных кинорежиссёров.

Свобода без свободы

кадр из фильма авалон
Кадр из фильма «Авалон»

На фоне таких мощных и разных картин обладатель гран-при фестиваляшведская картина «Авалон» — на мой взгляд, особым откровением не стала. Далеко не в первый раз молодые режиссёры-дебютанты берутся за беспощадное исследование поступков пожилых героев, раздираемых чувством вины.

Действие картины происходит в маленьком шведском городке Бостад. Пожилой тусовщик Янне (Йоханнес Брост, приз фестиваля за лучшую мужскую роль) вместе с другом Класом собирается открыть новый ночной клуб «Авалон», названный в честь хита их молодости группы «Roxy Music». За несколько дней до открытия Янне с сестрой выбираются покататься на красном кабриолете «тряхнуть стариной», но случайно сбивают строительные леса, под которыми погибает молодой рабочий из Литвы. Чтобы избавиться от тела, герои обращаются к местным «браткам», впоследствии вымогающих за это кругленькую сумму. При этом сестра героя не испытывает ни капли раскаяния, в то время как нарастающее как снежный ком чувство вины буквально разъедает Янне изнутри.

В фильме, кстати, играют многие родственники режиссёра. И как говорит33-летний Аксель Петересен, в «Авалоне» он хотел показать непривлекательный портрет своей семьи.

Благодаря гран-при появился шанс, что фильм «Авалон» увидят и другие зрители в СНГ. Кроме призовой статуэтки и 10 тысяч евро для режиссёра, 5 тысяч евро получит компания, которая согласится прокатывать картину в России. А там у неё, глядишь, появится шанс попасть и на украинские экраны.


Фестивальная награда. Фото: VOICES

Помимо конкурсной и обширной внеконкурсной программы, «VOICES» славится насыщенной культурной программой для гостей, участников и самих вологжан. В рамках нынешнего фестиваля прошли концерты и выставки, в частности, фотографии легендарного фотографа Евгения Халдея, снятые на первом Каннском кинофестивале в 1946 году (эта выставка была представлена в этом году и в Каннах).

В рамках фестиваля прошёл традиционный конкурс любительских короткометражек «Люблю тебя, Вологодчина!», в которой мог принять участие каждый. Правда, многие вышедшие в финал работы поразили оценивавших их профессиональных кинематографистов своим дурновкусием. Одна из работ под названием «Город свободы», по словам кинорежиссёра Василия Сигарева, «отдавала несвободой и тоталитаризмом». А создатели наиболее тонкой и интересной короткометражки под названием «Проскурнино» получили заслуженный приз — поездку на двоих в Германию.

Справка: Фестиваль VOICES — это совместный проект Правительства Вологодской области, Администрации города Вологды, Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и французской компании Globale. В конкурсную программу фестиваля входят дебютные и вторые ленты молодых режиссёров европейских стран.

Автор:
Олег Батурин