Жена пенсионера, заключившего договор пожизненной ренты, пытается вернуть себе квартиру.
Внезапная смерть Юрия Клюка породила массу вопросов. | Фото из семейного архива
«Пришли четверо здоровых парней и говорят: отдайте ключи от квартиры, — вспоминает вдова Анна Яковлева. — Я очень испугалась. Да и куда я пойду? Только на улицу....»
Странная сделка
Мурманчанин Юрий Клюк переехал в Вологду в 2002 году. Супруга умерла, и, переехав в Вологду, вдовец снова женился. «Предлагал мне: „Давай, Аня, пропишу здесь“, — а я не согласилась, — переживает вторая жена Юрия Анна Яковлева, — решила остаться прописанной в квартире дочери. А в результате осталась совсем без крыши над головой».
Впрочем, возможно, женщина просто не хотела лишаться доплаты к пенсии: «северная» мурманская пенсия на 3 тысячи выше, чем вологодская.
В ноябре прошлого года Анна Яковлева уехала в Мурманскую область к дочери помогать ей воспитывать ребенка, и Юрий Клюк остался в Вологде в одиночестве...
«Мы звонили отцу, — рассказывает дочь Галина. — Но странное дело: он был все время словно бы пьян, судя по голосу. А потом и вовсе перестал отзываться на звонки...»
Однако 15 января пенсионер приехал в Мурманск на юбилей своей жены.
«Известие, что муж нашел каких-то людей, которым завещает свою квартиру в обмен на то, что они будут помогать нам жить, было как гром среди ясного неба, — рассказывает вдова Юрия Клюка. — Зачем? Ведь моя пенсия составляет 14 тысяч рублей, а мужа — чуть меньше, но нам хватало!»
Однако Юрий рассказал жене, что узнал про некий фонд, который работает в Вологде и Череповце. И... 27 декабря оформил на двух работниц этого фонда свою однокомнатную квартиру по договору ренты. В договоре прописывались условия, по которым до самой смерти пенсионера будущие владелицы обязуются платить ему 3 тысячи рублей ежемесячно. Однокомнатная квартира на улице Конева в 38 квадратных метров с лоджией была оценена всего в 556,8 тысячи рублей. А продал ее Клюк за... 100 тысяч рублей. Кроме того, в счет аванса по ренте ему было перечислено на сберкнижку 201 тысяча рублей, которые пенсионер почему-то обязался вернуть и написал расписку...
Последнее письмо
«Честно говоря, я всерьез тогда не восприняла это известие, — призналась вдова. — Муж себя чувствовал отлично, несмотря на свои 74 года. Летом на море за буйки заплывал быстрее молодых! Кроме того, мы были женаты, и, конечно, я думала, что договор не имеет особого значения. Вернулись бы в Вологду — разобрались».
Но Юрий Клюк неожиданно... слег. Буквально в несколько дней после приезда в Мурманск мужчине стало настолько плохо, что он был срочно госпитализирован.
«Врачи не могли диагностировать болезнь, — рассказала дочь Галина. — Онкологию подозревали...»
24 апреля Юрий Клюк умер в реанимации. Умер, успев написать заявление на имя начальника УМВД по городу Вологде с просьбой привлечь к уголовной ответственности... новых владелиц его квартиры.
«Они ввели меня в заблуждение, заставив обманным путем подписать договор пожизненной ренты», — написал в своем последнем послании пенсионер. Причиной смерти врачи назвали инфекционный эндокардит.
А вскоре после смерти Юрия Клюка выяснилось, что он оформил договор ренты как холостой мужчина. У него оказалось два паспорта. Согласно одному, он женат, а согласно другому — холост. Причем второй паспорт Юрий Клюк оформил за несколько недель до заключения договора — 15 ноября...
Жилье под арестом
Вдова Анна Яковлева и дочь Галина отнесли заявление в УВД города Вологды. Однако никакого уголовного дела не последовало.
Зато вскоре после смерти мужа в квартире Анны Яковлевой появились четверо молодых людей, которые предложили вдове освободить жилплощадь. «Участковый был и... посоветовал мне поставить дверь покрепче, — рассказала женщина. — Поставили. Теперь ждем, что будет дальше».
Юрист, к которому обратились мать и дочь, рассказала, что она видит в договоре ренты сразу несколько нарушений. «Не оплачивались коммунальные услуги, — перечисляет защитник, — а сумма в 3 тысячи рублей — ниже прожиточного минимума, что незаконно».
«Действительно, размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума», — подтверждает юрист Ольга Тихонова.
Интересно и то, что в начале 2012 года депутаты городской Думы Вологды внесли изменения в положение о пожизненной ренте, согласно которым владелец комнаты должен получать 6300 рублей в месяц, «однушки» — 6900, а двухкомнатной квартиры — 7500 рублей. Но эти нормы действуют в случае, если пенсионер заключает договор ренты с участием городской администрации, а Юрий Клюк обратился в коммерческий фонд. Кстати, мы позвонили по телефону, указанному в договоре, и нам ответили, что фонд уже не существует.
Однако новые владельцы не считают, что нарушили закон. «Квартира оформлена законно: договор заверен нотариусом, зарегистрирован в Росреестре. И прав на эту квартиру у родственников Юрия Ивановича нет. Это — его имущество, и он распорядился им так, как пожелал сам, — говорит одна из участниц сделки. — Оформлена она была действительно на работниц фонда. Но лишь потому, что Клюк очень хотел оформить ренту именно 2011 годом. А желающих купить не нашлось. О том, что он женат, мы не знали, конечно».
24 мая судья городского суда наложила арест на спорную квартиру, и пока никаких операций с ней новые владельцы совершить не смогут.
«Надеемся, что суд учтет все обстоятельства странного дела, — говорит Анна Яковлева. — И два паспорта, и нарушения договора. И то, что я — законная жена — тоже принимала участие в строительстве этой квартиры и доплачивала за нее».
Сейчас все обстоятельства дела проверяют сотрудники городской прокуратуры...